Решил написать юнным оверклокрам небольшой мануальчик по разгону аппаратуры. Постараюсь написать как можно доступнее.
1) Теория электричества
Что такое процессор? Не будем вдаваться в подробности какой... На видеокарте, на мат.плате или на аудиокарте они работают по принципу одинаково. Это набор транзисторов, резисторов и конденсаторов. Грубо говоря это микросхема. Под действием электричества любая схема греется в той или иной степени так как в ней происходят физические преобразования электроэнергии. Увеличение частоты так-же влечёт к увеличению потребления электричества, потому, что требуется больше мощности на увеличившееся число преобразований за тот-же промежуток времени.
2) Теория тепла
Тепло распространяется инертно и относительно медленно. Пример этому можно увидеть если взять гвоздь 10 см за один конец, а другой конец подогреть пламенем. Вы не сразу почуствуете жар, а только по истечению какого-то времени. На процессоре это выглядет так-же. Если одна часть процессора нагрееться, то до другой части, это тепло дойдёт не сразу, а по истечению какого-то времени. Это время назовём "Время распространения тепла (tс)".
Тепло имеет своиство переходить на другие вещества соприкасающиеся с источником тепла. Это явление называется теплообменом. Именно на этом принципе устроенны радиаторы и куллера. Для того, чтобы увидеть в действии это физическое явление просто подуйте на расскалёный до красна предмет и вы увидете как он начнёт темнеть. Это значит что воздух которым вы дуете, сталкиваясь с расколённым предметом уносит с собой часть тепла, т.е. обменивается теплом.
3) Совмещаем две теории на одном устройстве.
Из этих двух теорий можно понять, что процессор является источником тепла за счёт электричества. В холостом режиме, процессоры работают в энергосберегающем режиме, а именно в них отключаются некоторые части дабы экономить электроэнергию. В режиме нагрузки, процессор переходит в полное энергопотребление и начинает выробатывать тепло. Так как тепла выделяется много, то для охлаждения этих НЕ дешёвых устройств производят радиаторы и куллера. Они помогают отводить лишнее тепло от процессора и рассеивать его в пространстве.
4) Переходим к теории производства (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!)
Производители устройств (к примеру тех-же процессоров) выпускают до нескольких тысяч единиц продукции в день! В связи с тем что технологии становятся всё более маленькими (уже перешли на нанометры) всё сложнее делать каждую единицу продукции приблежённой к идеалу. К слову сказать, в мире нет ничего идеального. И при выходе с конвеера, при одних и тех-же технических условиях производства, могут получаться устройства с небольшими отклонениями в параметрах. Например при производстве процессоров с частотой работы в 3Ггц, на выходе этот параметр несут только 50% всех процессоров. Остальные имеют разброс. На стендах замеряются готовые продукты и если процессор который был расчитан на 3Ггц имеет отклонение до 3.3Ггц, то его маркируют как устройство на 33.Ггц, если вместо 3Ггц получилось всего 2.8Ггц, то и маркируют соответственноего как 2.8Ггц. Но тут есть свои пределы. Если отклонение от требуемого наминала более чем 10% то такие устройста отправляют на переработку.
5) Что мы имеем в итоге.
При покупке процессоров или устройств на процессорах, мы никогда не узнаем какой из котов в мешке нам достался. Толи нам попался один из тех кто уложился в номинал, т.е. вошёл в те 50% которые и хотели получить при производстве, толи нам достался гибрид который хотели сделать на одну частоту, но отклонение было + 10% или -10%. Маркируются они по той частоте которые они имеют. Поэтому если купили проц на 3Ггц, вы не узнаете кто это... Толи проц который хотели сделать на 2.8Ггц, но получился на 3Ггц, толи проц который получился как надо, с ожидаемыми 3Ггц, , толи что ещё лучше проц который хотели сделать на 3.3Ггц, но получился всего на 3Ггц. Последние самые лучшие, так как они имеет более высокие пределы для разгона, а первые это самые чувствительные к разгону так как уже по каким-то причинам мимеют повышенную частоту и соответственно чуть больше греются даже при нормальных режимах работы.
Это ещё обьясняет тот факт, что при тестировании двух абсолютно одинаковых процессоров, в абсолютно одинаковых условиях, один может быть на пару градусов холоднее своего соперника.
6) Подходим к разгону.
Разгон может быть по двум методам: программный и аппаратный.
В программный разгон входят утилиты и программки типа RivaTuner (для разгона видеокарт). Такие програмки работают только в поверхностной среде, а именно в драйверной части устройства. Это мало эффектсвно из-за того что драйвера устройств имеют ограниченные действия на устройства и не могут управлять в полной мере аппаратной частью.
Аппаратный разгон является самым действенным и гибким, но в тоже время самым сложным и опасным. В аппаратный разгон входит изменение настроек BIOS (базовая система ввода/вывода) и компонентов устройств. В последнем случае это работа с паяльником. Из BIOS можно управлять практически всеми жизненноважными частями устройства, такими как: частоты, прерывания, команды, вкл/выкл компоненты устройства и т.д. При изменении компонентов устройств можно модифицировать электорофизические свойства аппарата... Ну например осуществлять вольт-мод видеокарты.
7) Зависимости.
Всё связанно со всем. Любое вмешательство в структуру чего-либо влечёт за собой другие последствия. Так как (повторюсь) в мире НЕТ НИЧЕГО идеального. устройства так-же имеют свои погрешности и при оверклокинге эти погрешности усиливаются. Самая основная проблема современной аппаратуры - это не идеальное питание, а источником этого не идеального питания является ваш блок питания. В наше время купить действиетельно нормальный и качественный блок можно только если стоять у ворот завода изготовителя и то не факт что там не разворуют половину деталей дабы удешевить производство. Так как я в самом начале сказал, что при большей загрузке компонентов устройств требуется больше электричества, добавлю что при увеличении потребления, у блока питания появляются скачки напряжения которые пагубно вляют на устройства. Для предотвращение этого придёться купить более дорогой блок от известного производителя и прикупить активный сетевой фильтр. Это поможет не только при оверклокинге но даже при обычной работе системы.
Теперь поднятие частот. Как вы думаете, что будет легче раскачать на ниточке длинной (к примеру) 10 см, молоток или карандаш? Правильно, карандаш. А что при ветре будет сильнее отклоняться и сбиваться? Угу, правильно, тоже карандаш. Частоты тоже имеют свои параметры: амплетуда (U), период (T). Чем больше амплетуда, тем сложнее устройству держать частоту так как переходящие процессы от (к примеру) 10 Вольт до 0 и от 0 до 10 Вольт потребуют больше времени (так как период будет больше растянут) нежели чем от 1 Вольта до 0 и от 0 до 1 Вольта. Хм... Я думаю, что вы щас собираетесь понижать напряжение А нет. Вы не правы. Тут немного по другому. В случаях с электоронными устройствами следует с поднятием частоты поднимать и напряжение примерно по 0.05 Вольт на каждые 100 Мгц, дабы уменьшить влияния помех. При таком подходе можно будет добиться более стабильной работы устройства, НО в связи с поднятием напряжения и частот выростит и температура. За всё приходиться платить.
8) Теория охлаждения.
Вернёмся к нашим процессорам и нарисуем примерную схему.
Как вы можете видеть, процессор имеет много разных частей, а термодатчик, который собственно занимается измерением температуры всего 1. Он-же управляет куллером. Что мы увидим при обычных режимах работы? Примерно это:
А в режиме простоя это:
Как вы видете, при рабочих режимах процессор греется полностью и одиноково со всех сторон, а при режиме простоя отключаются ядра для экономии энергии, что в свою очередь приводит к охлаждению этих частей. На третьем рисунке термодатчик имеет 2 цвета (холодный у неработающего ядра и тёплый у постоянно работающего КЕШ). В процессорах КЕШ не отключается. Это сделанно для того чтобы в момент возобновления работы, процессор был уже готов к бою. Поэтому термодатчик следит а обеими частями и регулирует скорость куллера на основе средней арифметической температуры, дабы и КЕШ охлаждать и лишние обороты не делать (ведь куллер тоже изнашивается так как это механика)
Но что будет если резко поднять частоту не делая скидку на охлаждение? В худшем случае это:
Проще говоря одна из частей системы может иметь большую нагрузку нежели другие части и как вы видете из ресунка, термодатчик не сможет сразу засечь эту аномалию так как находиться в другом месте. Это является самым опасным моментом который вы даже не увидите. За доли секунд может выгореть несколько тысяц транзисторов, а только потом тепло дайдёт до датчика.... Проще говоря левая рука (часть процессора с датчиком тепла) не знает что делает правая (часть процессора без датчика). Если разгон не предпологает собой более 5%-10%, то можно обойтись и без дополнительтных модификаций системы охлажения, но и разницы вы особо не ощутите. Если видеокарту разогнать на 10% процентов, то это даст прирост произодительности где-то 2-5 кардорв в секунду. Но если вам захотелось чего-то более мощного, то поднимайте попу, трясите карманы и в магазин за дополнениями.
Хочу некоторых успокоить и сказать, что такой скачак температуры не всегда имеет место быть, так как всётаки производитель стараестя сбалансировать температурные режимы, но балансировка ведёться на нормальных режимах, а оверклокинг задаёт экстримальные режимы в которых всё возможно и даже мельчайший брак в соединение компонентов микросхемы (например узкая дорожка между транзистроами относительно других соединений) может повлечь за собой нагрев... В лучшем случае нагрев, а в худшем сгорить как предохранитель в машине... :D . В последнем случае устройство можно выкинуть. Ну или сделать дырочку и повесить на ключи вместо брелка.
9) Чем охлаждают и как
Самый лучший материал для радиатора это медь. Она является лучшим проводником тепла. Если собрались гнать CPU то лучше махнуть стандартный радиатор на радиатор с медной вставкой (в идеале на полностью медный). Желательно купить куллер с большей скоростью вращения. Он поможет быстрее разгонять тепло от процессора. Немаловажная часть системы является термопаста. Термопаста - это паста между поверхностью процессора и прилегающей поверхностью радиатора. Она помогает лучше передавать лишнее тепло от устройства к радиатору. В принципе ничего особого в одернизации охлаждения нет. Просто купить более современные компоненты охлаждения. Идеалом является водное охлаждение, которое снижает температуры на 30%-40% эффективнее обычных куллеров, но и стоят такие системы на порядок дороже.
Радиатор:
Основной характеристикой радиаторов является его площадь. Если кто-то подумал что площадь радиатора это его длинна и ширина, то они заблуждаются. Площадь радиатора это суммарная площадь ВСЕХ лепестков и поверхностей радиатора. Чем площадь больше, тем эффективнее будет отводиться тепло.
Куллер:
Основная характеристика куллера это диаметр лопостей и скорость вращения. Иногда производители делают упор на количество лопостей, а не на скорость вращения. Так к примеру куллер с 4 лопостями и скоростью в 3000 Об/мин будет охлаждать так-жк как и куллер с 8 лопостями и 1500 Об/мин. К слову, в последних шум меньше, поэтому обычно стремяться купить с большим количеством лопостей нежели с большей скоростью.
Термопаста:
У неё главное качество это теплопроводность. Стоит она копейки (порядка 1$) а тюбика хватает на добрый десяток устройств. самый оптимальный вариант термопасты на кремниевой основе. Она не таксична и имеет достойные характеристики. Ещё в продаже вы можете найти термоклей. У него самые лучшие характеристики. Термоклей считается практически идеальным проводником тепла, но имеет один минус. Если вы посадите радиатор устройства на термоклей, то уже никогда не снимите...
10) Подготовка к оверклокингу.
Ну что, готовы начать делать всё по уму? Если готовы то хорошо. Все навороты которые предназначены для охлаждения лучше впихнуть сразу, а не после разгона. Так-же неплохо-бы установить вентиляторы на вдув и выдув воздуха в системный блок. Это тоже дасть дрогоценные проценты падения температуры. Перед разгоном распечатайте и приклейте на монитор надпись:
ДАЖЕ 1 ЛИШНИЙ ГРАДУС ЦЕЛЬСЯ МОЖЕТ СТАТЬ РАКОВЫМ ДЛЯ УСТРОЙСТВА!
Продолжение по практике уже оконечного разгона будет в следующей главе.
Переключение чата Чат Симбиона
|
0
Мануал по разгону
Автор темы kiborg-3d, 08 авг. 2008 18:01
3 ответов в этой теме
#1
Отправлено 08 Август 2008 - 18:01
MediaZona server admin ([TS]ForZe)
#2
Отправлено 08 Август 2008 - 18:42
Также добавлю к вышеизложенному:
При охлаждении проца\видеокарты не надо забывать об общем охлаждении системного блока, а поэтому довешиваем допкулеры на корпус.
В идеале их нужно 4, два на вдув и два на выдув, но можно обойтись и тремя: два на вдув и один на выдув.
Располагать их следует так чтобы поток воздуха от входных кулеров попадал на видяху и проц со стороны вдува воздуха.
А то как проц охладится если будет гонять горячий воздух.
Выдувной кулер размещать так чтобы горячий воздух который он втягивает не попадал на чуствительные к температуре элементы.
Также при разгоне проца не следует забывать об охлаждении модулей VRM? то есть питания проца, ибо если он перегреется то хана процу.
Также следим за температурой мостов, желательно чтоб их охлаждение тоже производилось кулером, а не простым радиатором.
Хотя по последнее время производители изначально оснащают их кулерами.
Не забываем все это и все у вас останется целым.
Удачного вам разгона!
При охлаждении проца\видеокарты не надо забывать об общем охлаждении системного блока, а поэтому довешиваем допкулеры на корпус.
В идеале их нужно 4, два на вдув и два на выдув, но можно обойтись и тремя: два на вдув и один на выдув.
Располагать их следует так чтобы поток воздуха от входных кулеров попадал на видяху и проц со стороны вдува воздуха.
А то как проц охладится если будет гонять горячий воздух.
Выдувной кулер размещать так чтобы горячий воздух который он втягивает не попадал на чуствительные к температуре элементы.
Также при разгоне проца не следует забывать об охлаждении модулей VRM? то есть питания проца, ибо если он перегреется то хана процу.
Также следим за температурой мостов, желательно чтоб их охлаждение тоже производилось кулером, а не простым радиатором.
Хотя по последнее время производители изначально оснащают их кулерами.
Не забываем все это и все у вас останется целым.
Удачного вам разгона!
Мы сотканы из ткани наших снов
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир
#3
Отправлено 08 Август 2008 - 20:02
Итак практика разгона. Сегодня гоняем видеокарты АТИ. Для этого рекомендую программу ATI TRAY TOOLS. Очень хорошая и функциональная софтинка.
Скрытый текст
Мы сотканы из ткани наших снов
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир
#4
Отправлено 08 Август 2008 - 22:34
Вообще касаемо охлаждения я думаю стоит написать отдельный мануал ибо это тоже не мало-важная тема...
MediaZona server admin ([TS]ForZe)
1 посетителей читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых