На аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения состоялся первый полет российского истребителя пятого поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации провел в воздухе 47 минут, проверяя управляемость, работу двигателей и основных систем, а также произведя штатную уборку и выпуск шасси. Самолетом управлял заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.
Спустя несколько часов после полета ОКБ "Сухого", ведущее разработку истребителя с 1990-х годов, обнародовало фотографии ПАК ФА, подробности о котором ранее были засекречены. Гриф "секретно", впрочем, не снят с самолета до сих пор, и остается только сказать спасибо, что общественности вообще показали, как выглядит будущее российской авиации.
Продолжение
Ведь могли и не показать. Например, с момента первого полета американского ударного самолета F-117 в июне 1981 года до официального обнародования информации о нем и демонстрации внешнего вида прошло почти девять лет.
Руки-крылья
Ранее разработчики ПАК ФА, известного также как Т-50 и изделие 701, были скупы на описание своего проекта. Не баловали общественность и другие представители оборонно-промышленного комплекса и военных ведомств. В частности, в июне 2009 года заместитель министра обороны России Владимир Поповкин рассказал, что "планер - это будет самолет пятого поколения, двигатель будет '4+++'". В декабре прошлого года, когда стало известно о начале наземных испытаний самолета, газете "Известия" его описали так: "ПАК ФА похож на F-22, но расплющен, как лягушка".
С появлением официальных фото стало видно, что самолет действительно "сплюснут". Это сделано для снижения заметности истребителя. Многие элементы конструкции Т-50 созданы с применением технологии стелс. В частности, вся верхняя часть фюзеляжа состоит из композитных материалов, снижающих радиолокационную заметность. Из этих же материалов выполнены створки внутренних отсеков вооружения и многие другие компоненты.
Точные данные о малозаметности ПАК ФА пока не обнародованы. По сути, разработка истребителя с применением технологий стелс является для России первым опытом в этой области. Прежде российские конструкторские бюро на поздних моделях боевых самолетов использовали материалы, поглощающие радиоволны, однако сама конструкция самолетов под стелс "заточена" не была. Не следует также забывать о том, что при применении технологии стелс конструкторам приходится идти на компромисс между малозаметностью и летными характеристиками.
Если судить по летному прототипу российского истребителя, ПАК ФА построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет два цельноповоротных киля, отклоненных наружу от продольной оси. Крыло имеет треугольную форму, причем на нем присутствует поворотная часть наплыва, которая выполняет функции переднего горизонтального оперения. Такие технические решения позволяют обеспечить сверхманевренность самолета, которая является одним из требований к истребителю пятого поколения.
Мотогондолы с двигателями разнесены относительно друг друга, а воздухозаборники расположены под фюзеляжем. Следует отметить, что первый полет самолет совершил с новыми двигателями производства НПО "Сатурн". Силовая установка пятого поколения была испытана в подмосковном Жуковском 21 января 2010 года, когда полет с новыми двигателями совершила лаборатория Су-27М.
В любом случае, внешний вид серийного ПАК ФА будет отличаться от его прототипа. В частности, изменения может претерпеть кормовая часть, где будут располагаться отклоняемые сопла двигателей. Изменения коснутся и передней части - предполагается, что использованный во время испытаний переплетный фонарь кабины пилота будет заменен на цельный. Между мотогондолами расположатся внутренние отсеки вооружения.
Что он может
Несмотря на то что летно-технические характеристики перспективного российского истребителя также официально пока не обнародованы, специалисты и авиалюбители попытались их рассчитать. Стоит отметить, что эволюция технических характеристик самолета проходила непрерывно. Например, еще полгода назад предполагалось, что ПАК ФА сможет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час, а дальность его полета будет составлять четыре тысячи километров. Сейчас расчетные показатели истребителя составляют уже 2,6 тысячи километров в час и 5,5 тысячи километров соответственно.
То же касается и вооружения самолета. В начале 2009 года высказывалось предположение, что изделие 701 будет вооружено одной 30-миллиметровой пушкой и будет иметь 16 точек подвески, восемь из которых расположатся внутри фюзеляжа. Позже было высказано предположение, что ПАК ФА получит две 30-миллиметровых пушки.
Сейчас авиалюбители полагают, что истребитель будет иметь десять точек подвески во внутренних бомбоотсеках. Кроме того, на ПАК ФА предусмотрены точки крепления для двух внешних пилонов. Естественно предположить, что с использованием внешнего навесного вооружения заметность самолета значительно повысится. Соответствуют ли все эти домыслы действительности, станет известно еще не скоро.
Из официальных источников о Т-50 известно только, что самолет "отличается высокой интеллектуализацией борта", многофункциональностью и малой заметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Кроме того, самолет будет способен взлетать и садиться с использованием взлетно-посадочных полос длиной 300-400 метров. ПАК ФА будет способен совершать длительные полеты на сверхзвуке без использования форсажа.
Как ожидается, на российском истребителе будет устанавливаться несколько бортовых радиолокационных систем с активной фазированной антенной решеткой. В частности, РЛС будут стоять не только в носовой части самолета, но и в предкрылках. Такая пространственная разнесенность РЛС позволит в некоторой степени нейтрализовать технологии снижения заметности самолетов противника, которые могут уменьшить заметность лишь в определенном ракурсе и диапазоне волн.
Наш ответ "Раптору"
Сегодня во всем мире существует лишь один истребитель пятого поколения - F-22 Raptor. Он стоит на вооружении США. Производство этих самолетов уже прекращено из-за их чрезмерно высокой стоимости и дороговизны полетного обслуживания. Стоимость одного F-22 составляет 170 миллионов долларов (но может достигать и 300 миллионов), а час полета истребителя обходится бюджету США почти в 40 тысяч долларов. Сейчас американцы разрабатывают дешевую замену F-22 - F-35, однако этот самолет будет принят на вооружение не раньше 2016-2017 годов.
Стоимость программы создания российского ПАК ФА составляет 12-14 миллиардов долларов. При этом стоимость одного самолета, по разным оценкам, может составить от 20 до 40 миллионов долларов. Причем, в отличие от американского F-22, российский самолет планируется поставлять на мировой рынок. США своим истребителем рисковать не стали - Raptor разрешено продавать только американским ВВС из-за большого количества засекреченных технологий, использованных в нем.
22 декабря 2008 года "Сухой" и индийская компания Hindustan Aeronautics подписали соглашение о совместной разработке и производстве ПАК ФА для индийских ВВС. Производиться будет двухместная модификация ПАК ФА. Индийская компания будет заниматься разработкой бортового компьютера истребителя, навигационной системы, информационных дисплеев и системы самозащиты. В общей сложности доля Индии в совместном проекте составит около 25 процентов. Все остальные работы будет производить "Сухой".
Стоимость разработки индийской модификации ПАК ФА оценивается в 8-10 миллиардов долларов.
В итоге
Т-50 еще предстоит долгий и трудный путь. Испытания и доводка всех систем займут по меньшей мере четыре-пять лет, и что из этого получится, предсказать пока сложно. Говоря о новом истребителе 29 января 2010 года, генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян отметил: "Я уверен, что наш проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке".
Руки-крылья
Ранее разработчики ПАК ФА, известного также как Т-50 и изделие 701, были скупы на описание своего проекта. Не баловали общественность и другие представители оборонно-промышленного комплекса и военных ведомств. В частности, в июне 2009 года заместитель министра обороны России Владимир Поповкин рассказал, что "планер - это будет самолет пятого поколения, двигатель будет '4+++'". В декабре прошлого года, когда стало известно о начале наземных испытаний самолета, газете "Известия" его описали так: "ПАК ФА похож на F-22, но расплющен, как лягушка".
С появлением официальных фото стало видно, что самолет действительно "сплюснут". Это сделано для снижения заметности истребителя. Многие элементы конструкции Т-50 созданы с применением технологии стелс. В частности, вся верхняя часть фюзеляжа состоит из композитных материалов, снижающих радиолокационную заметность. Из этих же материалов выполнены створки внутренних отсеков вооружения и многие другие компоненты.
Точные данные о малозаметности ПАК ФА пока не обнародованы. По сути, разработка истребителя с применением технологий стелс является для России первым опытом в этой области. Прежде российские конструкторские бюро на поздних моделях боевых самолетов использовали материалы, поглощающие радиоволны, однако сама конструкция самолетов под стелс "заточена" не была. Не следует также забывать о том, что при применении технологии стелс конструкторам приходится идти на компромисс между малозаметностью и летными характеристиками.
Если судить по летному прототипу российского истребителя, ПАК ФА построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет два цельноповоротных киля, отклоненных наружу от продольной оси. Крыло имеет треугольную форму, причем на нем присутствует поворотная часть наплыва, которая выполняет функции переднего горизонтального оперения. Такие технические решения позволяют обеспечить сверхманевренность самолета, которая является одним из требований к истребителю пятого поколения.
Мотогондолы с двигателями разнесены относительно друг друга, а воздухозаборники расположены под фюзеляжем. Следует отметить, что первый полет самолет совершил с новыми двигателями производства НПО "Сатурн". Силовая установка пятого поколения была испытана в подмосковном Жуковском 21 января 2010 года, когда полет с новыми двигателями совершила лаборатория Су-27М.
В любом случае, внешний вид серийного ПАК ФА будет отличаться от его прототипа. В частности, изменения может претерпеть кормовая часть, где будут располагаться отклоняемые сопла двигателей. Изменения коснутся и передней части - предполагается, что использованный во время испытаний переплетный фонарь кабины пилота будет заменен на цельный. Между мотогондолами расположатся внутренние отсеки вооружения.
Что он может
Несмотря на то что летно-технические характеристики перспективного российского истребителя также официально пока не обнародованы, специалисты и авиалюбители попытались их рассчитать. Стоит отметить, что эволюция технических характеристик самолета проходила непрерывно. Например, еще полгода назад предполагалось, что ПАК ФА сможет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час, а дальность его полета будет составлять четыре тысячи километров. Сейчас расчетные показатели истребителя составляют уже 2,6 тысячи километров в час и 5,5 тысячи километров соответственно.
То же касается и вооружения самолета. В начале 2009 года высказывалось предположение, что изделие 701 будет вооружено одной 30-миллиметровой пушкой и будет иметь 16 точек подвески, восемь из которых расположатся внутри фюзеляжа. Позже было высказано предположение, что ПАК ФА получит две 30-миллиметровых пушки.
Сейчас авиалюбители полагают, что истребитель будет иметь десять точек подвески во внутренних бомбоотсеках. Кроме того, на ПАК ФА предусмотрены точки крепления для двух внешних пилонов. Естественно предположить, что с использованием внешнего навесного вооружения заметность самолета значительно повысится. Соответствуют ли все эти домыслы действительности, станет известно еще не скоро.
Из официальных источников о Т-50 известно только, что самолет "отличается высокой интеллектуализацией борта", многофункциональностью и малой заметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Кроме того, самолет будет способен взлетать и садиться с использованием взлетно-посадочных полос длиной 300-400 метров. ПАК ФА будет способен совершать длительные полеты на сверхзвуке без использования форсажа.
Как ожидается, на российском истребителе будет устанавливаться несколько бортовых радиолокационных систем с активной фазированной антенной решеткой. В частности, РЛС будут стоять не только в носовой части самолета, но и в предкрылках. Такая пространственная разнесенность РЛС позволит в некоторой степени нейтрализовать технологии снижения заметности самолетов противника, которые могут уменьшить заметность лишь в определенном ракурсе и диапазоне волн.
Наш ответ "Раптору"
Сегодня во всем мире существует лишь один истребитель пятого поколения - F-22 Raptor. Он стоит на вооружении США. Производство этих самолетов уже прекращено из-за их чрезмерно высокой стоимости и дороговизны полетного обслуживания. Стоимость одного F-22 составляет 170 миллионов долларов (но может достигать и 300 миллионов), а час полета истребителя обходится бюджету США почти в 40 тысяч долларов. Сейчас американцы разрабатывают дешевую замену F-22 - F-35, однако этот самолет будет принят на вооружение не раньше 2016-2017 годов.
Стоимость программы создания российского ПАК ФА составляет 12-14 миллиардов долларов. При этом стоимость одного самолета, по разным оценкам, может составить от 20 до 40 миллионов долларов. Причем, в отличие от американского F-22, российский самолет планируется поставлять на мировой рынок. США своим истребителем рисковать не стали - Raptor разрешено продавать только американским ВВС из-за большого количества засекреченных технологий, использованных в нем.
22 декабря 2008 года "Сухой" и индийская компания Hindustan Aeronautics подписали соглашение о совместной разработке и производстве ПАК ФА для индийских ВВС. Производиться будет двухместная модификация ПАК ФА. Индийская компания будет заниматься разработкой бортового компьютера истребителя, навигационной системы, информационных дисплеев и системы самозащиты. В общей сложности доля Индии в совместном проекте составит около 25 процентов. Все остальные работы будет производить "Сухой".
Стоимость разработки индийской модификации ПАК ФА оценивается в 8-10 миллиардов долларов.
В итоге
Т-50 еще предстоит долгий и трудный путь. Испытания и доводка всех систем займут по меньшей мере четыре-пять лет, и что из этого получится, предсказать пока сложно. Говоря о новом истребителе 29 января 2010 года, генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян отметил: "Я уверен, что наш проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке".