УВЕРЕН, КЛАССИКИ НА МЕНЯ НЕ ОБИДЯТСЯ, если статья начнется с перефразированного первого предложения их знаменитого документа:
Цитата
"Призрак навис над Евразией, призрак большой войны".
За последнее десятилетие уже несколько раз собирались бомбить Иран. Раз в два-три года возникало такое желание, начинали готовить планы военных действий, затем всё как-то рассасывалось. В 2005г. на одном весьма престижном элитном форуме обсуждали угрозу создания иранского ядерного оружия. Разговор шел не о том, есть ли оно, а о том, когда американцы собираются бомбить Иран и каковы будут последствия. Председателя нью-йоркского Совета по внешней политике Р.Хааса спросили, что будет, если Иран все же обзаведется Бомбой. Р.Хаас ответил: да ничего особенного не случится, Америка предоставит Ирану такой же статус, как Пакистану и Индии. Сегодня, правда, он мыслит по-иному — сначала попробовать сменить режим, а если не получится, то…
ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВОКРУГ ИРАНА — "дежа вю" 2003 года (см. "Иракский кризис").
Примерно так же нагнетались страсти вокруг иракского "оружия массового уничтожения" (ОМУ), ужесточались санкции, ситуацию всё ближе подводили к силовому решению. Иногда кажется, что сценаристы просто адаптировали к новому проекту фамилии, политдекорации и географические названия, оставив сюжет почти без изменений.
Удивляет не повторение политтехнологий: действительно, зачем их менять, если они сработали по Балканам, по Ираку и многим другим кризисам ХХ века. Поражает отсутствие у мирового сообщества памяти о том, что было совсем недавно. Неужели забыли, какой шум поднимали политики и СМИ вокруг "иракского ядерного и химического оружия", иракских ракет, "урановой сделки с Нигером", "связей Саддама Хусейна с Аль-Каидой"? Ведь как грозно международные инспекторы требовали открыть президентские дворцы С.Хусейна — там, мол, производится и складируется ОМУ! В газетах — то фото каких-то грузовиков, которые "могли быть" передвижными лабораториями по производству ОМУ, то фото предметов, очень похожих на ракеты. Как эмоционально, ссылаясь на "вызывающие доверие" разведданные, говорил на мартовском (2003 г.) заседании СБ ООН тогдашний госсекретарь США К.Пауэлл об исходящей от режима С.Хусейна серьёзной опасности для мира и международной безопасности! Нажим был таким, что чуть не продавили в СБ резолюцию, санкционирующую войну, — слава Богу, Россия сохраняла здравый смысл, не поддержала. Скоро выяснилось, что разведданные — фальшивка. К.Пауэлл, выйдя в отставку, возмущался — его, профессионала-военного высокого класса, подставили собственные спецслужбы, подсунули липу! Но ко времени этого покаяния сотни тысяч иракцев погибли, страна лежала в руинах, американский персонал в тюрьме Абу-Грейб увлекался фотосессиями пыток заключенных, а "Хэлибертон" и другие фирмы, очень не чужие людям из администрации Дж.Буша, готовили на иракских просторах инфраструктуру для эксклюзивной передачи местных углеводородов американским компаниям. Неужели всё это не осмыслено и забыто?
А ВООБЩЕ, ЕСТЬ У ИРАНА ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ? Нет. Однако, говорят США, Англия, Франция и опасающийся за свою безопасность Израиль, он может его создать, есть подозрение, что он хочет сделать это. А М.Ахмадинежад говорит, что если бы Иран захотел создавать Бомбу, то заявил бы об этом открыто, но ядерное оружие — архаизм, и делать его Тегеран не собирается. Тем временем в отношении Ирана практически установлена "презумпция виновности". Ему говорят: докажи, что у тебя действительно нет того, что ищут, но так и не нашли инспекторы МАГАТЭ; докажи, что ты действительно не хочешь делать того, чего, как ты говоришь, не хочешь делать, и т.д. Не докажешь — санкции, война. В атмосфере жесткого обвинительного уклона всё, что бы ни сказал подозреваемый, используется против него. Вспоминаются А.С.Грибоедов — "а судьи кто?", и И.А.Крылов — "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Проверим гарантов нераспространения ядерного оружия на чистоту помыслов. Окажется, например, что в "ДНК" пакистанской ядерной бомбы есть американский след. В 2005 г. об этом поведали в интервью бывший премьер Голландии П.Любберс и судья амстердамского суда А.Лиисер, которая вела дело отца пакистанской ядерной бомбы А.Кадыр-хана, работавшего в 70-х-начале 80-х годов на ядерном объекте голландской фирмы URENCO. Предприимчивый А.Кадыр-хан наладил контрабанду в Пакистан секретных ядерных технологий прямо через знаменитый амстердамский аэропорт Схипхол. Его хотели арестовать голландские спецслужбы, но вмешались "старшие партнеры", ЦРУ: это не ваш вопрос, сказали они голландцам, ситуация под контролем, так надо. Позже голландцы решили всё же остановить совсем было осмелевшего пакистанца, но тот исчез, прихватив документации и пр. по максимуму. В 1986 г. П.Любберс пытался вернуться к делу заочно осужденного А.Кадыр-хана, и опять "старшие партнеры" посоветовали "не связываться с этим". К тому времени Кадыр-хан налаживал на родине продажу ядерных ноу-хау зарубежным клиентам. А в 2005 г. из амстердамского суда были выкрадены досье с делом А.Кадыр-хана, и судья А.Лиисер прямо указала на заказчика. Кстати, не была ли торговля "загрязненными" б/у пакистанскими центрифугами блестящей операцией "старших партнеров", получавших возможность отслеживать продажи, и, когда настанет момент, поднимать шум вокруг того или иного клиента?
Вопрос о "ДНК" ядерного оружия Израиля — из той же серии.
Взглянем на вещи в свете сказанного. Получается картина из театра абсурда: гарант, призванный обеспечивать нераспространение ядерного оружия, помогает избранным государствам сделать Бомбу, а затем вместе с государством, создавшим де-факто признанную Бомбу, организует санкции против другого государства, у которого ядерного оружия нет и которое заявляет, что не намерено его создавать! Более того, обвиняемому в недоказанных ядерных амбициях угрожают войной!
Нагнетание виртуальных страстей и военные приготовления объясняют также высказыванием М.Ахмадинежада о том, что Иран сотрет Израиль с карты мира. Эксперты-лингвисты утверждают, что высказывание исказили журналисты, дословный текст гласил: "Имам (Хомейни) сказал, что этот режим, оккупирующий Кодс (Иерусалим), должен исчезнуть со сцены истории". Тоже, мягко говоря, не дружественное высказывание, но всё же это не заявление о намерении уничтожить силой государство. Если посмотреть на еще один эпизод из той же речи М.Ахмадинежада, то в нём как пример режима, исчезнувшего со сцены истории, упоминается Советский Союз, которого, как известно, никто не стирал силой с карты мира — он ушёл в прошлое по другим причинам, и Иран здесь был совершенно ни при чём. Между прочим, у Ирана с Советским Союзом были вполне добрососедские неполитизированные отношения.
Объективности ради надо сказать, что и противники Ирана не сидят молча. О смене режима в этой стране и бомбежках говорят давно. "Обменов любезностями" с обеих сторон накопилось столько, что хватит на толстую книгу. Может, достаточно ? Может, остановить эскалацию заявлений, договориться о моратории на враждебные высказывания?
Резкость М.Ахмадинежада не означает, что он хочет войны. Он и другие члены руководства Ирана имеют личный опыт участия в войне и знают, что это такое. Они также осведомлены о соотношении военных потенциалов сторон и понимают, что любая инициативная иранская силовая акция в отношении потенциальных противников — это как раз то, что надо для мобилизации против Ирана НАТО и, возможно, других желающих.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ПО ИРАНУ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ наихудший сценарий — иракский римейк с поправкой на местную специфику. Работают все направления политтехнологий — активные операции (дезинформация) по иранской ядерной программе (ИЯП), демонизация режима и руководства и героизация иранской оппозиции (опробованы "оранжевые технологии", прошли беспорядки и, что важно, пролилась первая кровь). Действуют ооновские и национальные санкции. Звучат угрозы. В Вашингтоне все чаще говорят обо "всех картах на столе" — мол, если не помогут санкции, "есть и другие средства", то есть война.
Что дальше?
Ничего хорошего.
Вокруг Ирана в Афганистане и Ираке — американские войска, в Персидском заливе — быстро выросшая группировка ВМФ США, в режиме повышенной готовности курсируют крейсеры-ракетоносцы "Иджис", ожидается знаковое прибытие авианосца. Для защиты от "весьма вероятного" иранского нападения в одних шейхствах Персидского залива уже установлены противоракетные системы "Пэтриот", в других устанавливаются. В январе с.г. командующий СЕНТКОМ ВС США "трёхзвёздочный" генерал Дэвид Петреус рапортовал, что в отношении Ирана войска вверенной ему группировки готовы выполнить любой приказ верховного главнокомандования, т.е. Б.Обамы. Это — не говоря о приготовлениях ВС Израиля и информации о том, что кое-где на святых землях населению раздают противогазы, собранные было несколько лет назад за ненадобностью.
Хочется надеяться, что дошедшая до автора заметок информация о причинах задержек с поставками Ирану системы С-300 не отвечает действительности — якобы российской стороне неформально сообщили, что если корабли с грузом С-300 на борту начнут движение в сторону Ирана, их разбомбят. Нас — бомбить? Трудно поверить, что такое могло быть сказано, но само появление подобной информации свидетельствует о понятиях, умонастроениях и уровне напряженности. Совсем недавно это было бы невозможно.
В такой обстановке только и остается ждать инцидентов и провокаций с неизбежной медийной раскруткой, решительными протестами, требованиями и т.д.. Они просто не могут не произойти. Тотальный негативный имиджмейкинг, быстрая эскалация враждебности.
Кабинетные "ястребы", т.е. те, кто, сидя в кабинетах, планирует войны, но сами никогда не воевали, убеждены: война США и Израиля с Ираном будет во всех отношениях полезной. Исчезнет угроза Бомбы, будет свергнут режим мулл, Иран прекратит поддержку экстремистов-палестинцев. Война позволит разрулить финансовые дела, оживит экономику, заставит забыть кризис. Особое внимание — внутреннему аспекту: война поднимет рейтинг руководителей и властей, снимет все проблемы, укрепит единство нации. Американский политолог Д.Пайпс дал Б.Обаме замечательный по откровенности совет: начинай войну — и неудачи и заботы с рейтингом уйдут, тобой снова будут восторгаться; Дж.Буш тоже слонялся без дела в начале своего первого президентского срока, но вот — 11 сентября, и ведь как хорошо всё пошло! Б.Обама вроде бы не хочет еще одной войны, но таких рекомендаций становится всё больше. По мнению "ястребов", идеальный вариант войны — обманув ночью иранскую ПРО, нанести "умным оружием" молниеносный удар по ядерным объектам и наутро ждать лавров миротворцев-победителей и восторгов мирового сообщества. Просчитан и более сложный вариант с применением ракет и авиации, наземным вторжением, боями сухопутных войск и т.д., но потери никого не волнуют, главное — результат, побочные издержки неизбежны. Сейчас самый актуальный вопрос для политтехнологов: как сделать так, чтобы для войны с Ираном как бы сами собой возникли более веские основания, чем в случае с Ираком. Нужен "дымящийся револьвер иранского происхождения".
Это не проблема. Вполне возможно, что здесь, как и у генерала Петреуса, всё уже готово. Как-то забылось, что в 2008 г. за пару недель до выборов в США кандидат в вице-президенты Дж.Байден в кругу соратников-демократов проговорился: скоро произойдет связанный с одной из стран оси зла "сгенерированный кризис", американцам придётся затянуть пояса и перепоясать чресла, т.е. быть готовым к войне, но Б.Обама покажет себя, и пусть сначала нас могут не понять — через год-два все скажут, что мы были правы. Сценариев "сгенерированного кризиса" несколько, уточнил Дж.Байден. Возник небольшой скандал, но когда К.Пауэлл и другие серьезные люди от демократов и от республиканцев подтвердили, что кризисная ситуация возможна в совсем близком будущем, разговоры затихли. "Сгенерированного кризиса" пока не произошло, но, похоже, "Аннушка уже купила подсолнечное масло" и сценарий — в процессе реализации.
"Дымящийся револьвер" должен быть крупным, по масштабам сравнимым с 11 сентября, терактом или схожим событием с большим количеством жертв. Следы должны, конечно же, привести в Иран. После этого — сокрушительный ответ. Сгенерировать такой casus belli, легитимный повод к войне, вполне реально, технологии многократно отработаны. Я не хочу сказать, что Б.Обама или кто-то в его администрации занимается этим — в стране достаточно "патриотически настроенных" и не состоящих на государственной службе опытных профессионалов, желающих "помочь" своим властям и способных разработать и провести операцию, после которой мощное возмездие станет в глазах американского народа и мира необходимым, естественным и справедливым. Иного пути у президента США и администрации просто не будет. В атмосфере праведного гнева призывы не спешить воевать и разобраться, кто на самом деле виноват, вряд ли будут услышаны.
ОПУСКАЮ КОНКРЕТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ первых дней молниеносной или полномасштабной войны в регионе — они будут жуткими, но в эпоху виртуальности и постмодерна человеческие жертвы, страдания, разрушения и т.д. не особенно впечатляют. Гуманитарное право сегодня не в моде в мировой политике и СМИ.
Последствия войны для миропорядка — есть варианты.
Большая война на Большом Ближнем Востоке с распространением военных действий за пределы Ирана, чувствительными потерями для Ирана, Израиля и всех государств региона, а также для евроатлантических участников конфликта в любом случае не пройдет бесследно.
Неуспех антииранской коалиции не исключается, и если исход войны будет таковым, в системе международных отношений следует ожидать ощутимых перемен.
То же самое, но с другим знаком будет в случае победы над Ираном. Торжествующий возврат политики эпохи Дж.Буша с бесцеремонным доминированием и однополярностью, международная легитимизация упреждающих ударов и превентивных войн, пыток и "смены недемократических режимов", электронный контроль над всеми, чипизация и внедрение неоконовских догм Pax Americana в качестве "нового мирового порядка" (НМП). Все, с чем мир и мы имели дело в 2000-2008 годах, и еще много нового, о чем пока только слышали, — ждёт нас в превосходной степени. Но об этом если и думают, то очень немногие.
Наверное, самой доходчивой для нашего всё более сужающегося сознания может быть информация об экологических последствиях назревающей войны. Она касается каждого. Удары американскими или израильскими глубокопроникающими боезарядами по ядерным объектам Ирана приведут к образованию облаков ядерных аэрозолей. К взорванным ядерным материалам добавится дисперсия низкообогащенного урана из наконечников бункер-бастеров и других боезарядов — такие наконечники уже "зарекомендовали" себя в Ираке и Афганистане при бомбардировках подземных укреплений. После подобных бомбардировок у жителей районов, подвергшихся радиационному загрязнению, развиваются редчайшие раковые поражения сразу нескольких внутренних органов, женщины и мужчины становятся бесплодными. Самое страшное — рождаются дети с невиданными уродствами (фотографии ужасают), женщины боятся рожать. И это только пыль от ядерных наконечников, без выбросов от иранских центрифуг — и гипотетических выбросов от израильских ядерных бомб в самом Израиле в случае иранских ответных ракетных ударов! Уже есть примерная карта радиационного заражения мира с учетом направлений ветров, природного водообмена и передвижения радиоактивных облаков на разных высотах. Эпицентр Апокалипсиса — Большой Ближний Восток, но незатронутым не останется ни один регион мира. В том числе США. В России плотному заражению подвергнутся практически все районы страны, за исключением Крайнего Севера.
Вот она, цена вопроса! Странно, что всё это не обсуждается хотя бы в экспертном кругу. Почему?!
ПОКА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА США И СОЮЗНИКОВ ЕЗДЯТ, хмурят брови и уговаривают всех во имя мира присоединиться к санкциям, неглупые ребята тихо готовят событие покруче 11 сентября. После него — война. Остановить счетчик, прервать движение к катастрофе — в национальных интересах России. Миротворчество здесь крайне необходимо.
Для начала можно было бы, образно говоря, уйти из театра абсурда, перестать надеяться, что удастся сыграть роль положительного героя в пьесе "Санкции" в труппе, известной как "шестерка государств-посредников по иранской ядерной проблеме" — Россия, США, Китай, Англия, Франция, Германия. Ничего хорошего из этого театра и спектакля не выйдет. Нужна другая, собственная драматургия. Качество отношений России с Ираном, с одной стороны, и с США и Израилем, с другой, позволяет говорить о том, что такое возможно.
Счётчик тикает...
Дмитрий Рюриков