По одной из концепций происхождения свастики, древнейшее изображение этого символа было обнаружено в Северо-западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых скорее всего было ритуальным. Естественно, ведь в то время зависимость людей от природы была очень велика, и именно в ней люди видели своих Богов. Поэтому на ритуальных принадлежностях просто необходимо было начертать священные символы, символы стихий, среди которых главным, конечно, было Солнце. Эта керамика, возраст которой определяется учеными в 5450-5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Некоторые ученые оценивают её возраст на 1000 лет старше - 5 тысячелетие до новой эры. По другим версиям, свастика была обнаружена на входе в пещеру времён палеолита, что делает её возраст равным 10 тысячам лет. Как бы там ни было, до постройки египетских пирамид и появление дощечек с шумерскими письменами оставались ещё тысячелетия. В начале 3 тысячелетия трипольцев, прародителей индоевропейцев, начали теснить пришедшие с Востока представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии. Здесь они положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта - государство хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была ещё жива и понятна народам даже в пятом веке до н.э., свидетельствует критские монеты с изображением Минотавра и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве орнамента, но, утратив смысл этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам. Во 2 тысячелетии скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславян их представления о мироустройстве. Скифская свастика была представлена как в виде украшений керамики, сбруи коней, так и виде амулетов, и даже присутствовала на музыкальных инструментах. В XIII-VII веках до н.э. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на амулеты. На Русской равнине свастика фигурирует также на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI-XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Чёрного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая - поднялась по Волге до Камы, где образовала небольшое государство Волжских Булгар. Позднее вместе с другой ветвью индоевропейских племён, дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов, в том числе и семитских - древних египтян и халдеев. С этой же волной индоевропейцев в середине 2 тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, и, как многим другим явлениям, в культуре Востока ей был предан мистический смысл. Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и в Китай. Еще через столетие она приходит в Японию, и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал её одним из своих важнейших символов. Это обусловлено тем, что Будда был включён проповедниками в пантеон божеств с тем, чтобы не вызвать недовольства со стороны большинства населения, исповедовавшего "добуддистские" верования. Как следствие такого нововведения, новых символов изобретать не пришлось. Существуют также иные точки зрения на родину этого символа. Например, некоторые учёные считают древнейшей свастику из Малой Азии 6 тысячелетия до н.э. Кроме того, некоторые её разновидности относят к эпохам неолита и энеолита (рисунок: 1 - центральная Европа, 2 - Малая Азия, 3-7,10 - Иран, 8 - Восточная Европа, 9 - Западная Европа, 11 - Закавказье, 12 - Троя, 13 - доисторическая Индия). Прослеживается соответствующая символика и в культуре Закавказья, о чём свидетельствуют узоры, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие.