Скрытый текст
— Подача питания!
Я щелкаю тумблером над головой и припадаю к прицелу: в перекрестье видна освещенная мишень.
— Огонь!
Поочередно жму две кнопки электроспуска на рукоятке вращения башни. «Та-та-та-та-та!» — бьет «малый» пулемет. И следом грохочет крупнокалиберный КПВТ: «Дах-дах-дах-дах!» Едко пахнет порохом, снаружи по броне стучат стреляные гильзы. За бортом БТРа, в бетонном подземном тире, от стрельбы просто глохнешь: хоть рот открывай, хоть шлемофон к ушам прижимай.
Я побывал на АМЗ, Арзамасском машиностроительном заводе — там, где уже почти тридцать лет делают бронетранспортеры. Водил по бездорожью БТР-80 и спецмашину Тигр, стрелял, ездил «на броне». Рассказ об этом — перед вами.
Я думал, что БТРы войдут в заводской испытательный бассейн спокойно, гоня перед собой небольшую волну. А они плюхнулись с разгону: представляете, что будет, если две 14-тонные чушки уронить в воду? Бассейн вышел из берегов, и когда я оглянулся, то обнаружил, что фотосумка, стоящая у стены, полна воды: хорошо, сама камера на шее висела!
Каждый выпущенный в Арзамасе бронетранспортер плавает в этом бассейне и проходит «отстрел» в тире, где стрелял и я. Кроме того, у АМЗ есть два полигона: поменьше — на самом заводе, большой — за городом, в чистом поле. Туда я и отправился, но сначала о другом.
После поездки в Арзамас мне начали названивать знакомые: «Мы тебя видели по телевизору! Там была передача про бронемашины, и ты разговариваешь с каким-то мужиком». Эх, братцы! Да ведь это же Александр Григорьевич Масягин — легендарная личность, главный конструктор АМЗ. Еще в 1968 году он пришел на ГАЗ (там БТРы делали до 1980 года), и под его руководством создана вся современная арзамасская бронетехника.
Причем не только военная: в девяностые, когда оборонных заказов не стало, Масягину пришлось переключиться на разработку конверсионных моделей. Существовали даже машины с вышкой для ремонта железнодорожной контактной сети, которые были переделаны из БТРов и ездили по рельсам (представляете такое?). «Нам говорили: ничего не выйдет, поскольку колея БТРа шире железнодорожной, — вспоминает Масягин. — Но мы смонтировали нечто вроде скалки, которая прижимается к колесам, и каточки по ширине колеи. Машина встает на каточки — и шпарит по рельсам со скоростью 70 км/ч!»
Но положения это не спасало: вот данные, обнародованные пять лет назад. На декабрь 2003 года в Российской армии находилось 24 тысячи бронемашин, из них в 2004 году было списано шесть тысяч, а поступило в войска (только не падайте) всего 20. Нет, не тысяч. Единиц! Представляете, что при этом творилось в Арзамасе? Хоть мясорубки выпускай вместо бронетранспортеров!
Ситуация изменилась только в последние годы. Армия и МВД начали заказывать технику, а сам завод стал частью Военно-промышленной компании, которая наряду с Группой ГАЗ входит в объединение Русские машины. Новая команда, пришедшая на завод в 2007 году, объявила о «стратегии прорыва», чтобы вернуть былую славу российской бронетехнике. А сейчас управляющий директор Василий Шупранов заявляет: «На АМЗ кризиса нет!» Неужто правда?
Вдоль конвейера
В январе-феврале завод работал в одну смену (читай — простаивал). Но весной вновь начал набирать обороты: появился госзаказ! Я обещал не публиковать объемы производства, поэтому скажу лишь, что в апреле будет сделано в полтора раза больше бронемашин, нежели в марте. Еще один контракт незадолго до моего приезда подписали военпреды из Йемена.
БРДМ-2 получают здесь «вторую жизнь»
Водник выпускается только на экспорт
На АМЗ работают и женщины
Так что сотрудники завода (а их здесь 4400) без работы не останутся. И без зарплаты тоже, хотя по московским меркам она не впечатляет: судя по объявлению в одном из цехов — около 9700 рублей. Хотя в 2008 году здесь получали больше 11 тысяч рублей... И все равно по сравнению со многими предприятиями страны АМЗ — островок благополучия. Как писали ехидные советские корреспонденты про капиталистов — «жизнь на военных заказах»!
Само производство мне несколько напомнило подмосковный ЛиАЗ, где делают автобусы. Только вместо автобусных кузовов — зеленые бронекорпуса
Бронекорпуса привозят на обычных грузовиках. Камазовский дизель с коробкой передач «загружается» в бронекорпус. Вечерняя дойка? Сборка ходовой части!.
«Как дела с поставщиками?» — спрашиваю. Оказывается, самая большая проблема с шинами: завод Амтел-Поволжье, который выпускает их, стоит. Но многое делает сам АМЗ: это мосты, подвеска, «раздатка», карданы, привод водомета.
Я, признаться, ожидал увидеть на конвейере новые БТР-90: ведь эта модель была создана еще в девяностые (о чем говорит индекс в названии), а я ее впервые видел лет десять назад.
Между тем в сборочном цеху — одни БТР-80, которым двадцать лет в обед: модель была принята на вооружение в 1986 году! Как же так? О судьбе БТР-90 расскажу чуть позже, а «восьмидесятка» по-прежнему остается самой востребованной моделью: надежной, неприхотливой, недорогой. Могу даже сказать, сколько за нее просят: по нашей информации, около 12 миллионов рублей.
Всего выпущено свыше пяти тысяч таких машин, и спрос на них не уменьшается, в том числе и за границей. Сегодня арзамасская техника стоит на вооружении 32 стран, от Азербайджана и Алжира до Эстонии и Эфиопии. Еще бы: ведь зарубежные аналоги гораздо дороже!
На второй сборочной линии, за стеной, собирают «русские Хаммеры», бронированные Тигры в трех вариантах — для Внутренних войск, ОМОНа и опытные образцы для армии.
Есть в программе и еще одна модель, Водник, созданная еще в девяностых. Но у себя на родине ей не повезло: российская армия так и не приняла машину на вооружение. Поэтому Водника делают только под заказ — например, для Гаити, Конго, Судана. Последняя поставка — 48 машин для Уругвая.
А еще на заводе можно встретить давно снятые с производства БРДМ-2, БТР-70 и даже БТР-60. Музейные образцы? Ничего подобного! В армии таких машин еще полно, а здесь им дают вторую жизнь — ставят дизель вместо бензинового двигателя (у прежних БТРов их было целых два), новые трансмиссию, башню с пулеметной «спаркой», меняют подвеску у изначально валкой БРДМ — и машины отправляются обратно в войска.
Крупнокалиберный КПВТ — самый мощный пулемет в нашей стране. Хорошо виден кабель привода электроспуска
Цех установки вооружения. Судя по 30-мм орудиям, эти башни предназначены для БТР-80А
На шкафу ждут своей очереди «изделия №1» — ПКТМ, а на стеллаже — могучие КПВТ
Напоследок заглянем в «оружейку» — цех, где монтируют вооружение. Шеренгами стоят бронебашни с задранными стволами, в шкафу с чудесной надписью «Законсервированные изделия №1» ждут своей очереди ПКТМ (пулеметы Калашникова танковые модернизированные) калибра 7,62 мм. Рядом, все в смазке — здоровенные КПВТ (крупнокалиберные пулеметы Владимирова танковые) калибра 14,5 мм. Между прочим, конструкции КПВТ уже больше полувека, но, по мнению специалистов, на поле боя ему до сих пор нет равных. Неудивительно: восемьдесят выстрелов такого калибра в минуту, да еще бронебойно-зажигательными— более чем серьезно!
Как я водил БТР
Еще на заводе мне пришлось для телеоператоров изображать ученика механика-водителя БТР: в учебном классе под объективами телекамер я расспрашивал Александра Масягина об особенностях управления машиной.
— Похоже на управление грузовиком?
— Да в принципе то же самое!
— Полный привод постоянный?
— Нет, на шоссе передние мосты отключаются.
— Дифференциалы блокируются?
— Межколесные — самоблокирующиеся, есть и межосевой, между задними мостами.
Стрелковые испытания проходят в подземном тире, коридор которого кажется бесконечным
Перед стрельбой надо включить электропитание (крайний правый тумблер). Этими кнопочками ведется огонь из пулеметов
Так что, прибыв на полигон, я уже примерно представлял, что к чему. Втискиваюсь в люк, стараясь не попасть грязными ботинками на сиденье: действительно, управление как у грузовика, причем очень старого — то ли КрАЗ, то ли ЗИЛ-130. Руль с тонким ободом, кривая «кочерга» рычага КПП, три педали. Перед глазами — маленькое стекло, над ним — триплексы (через них смотрят в бою, когда стекла закрыты бронекрышками). Рядом усаживается заводской водитель.
— На КАМАЗе ездил?
Я киваю.
— Здесь почти то же самое, только схема переключения перевернута.
Первая — рычаг налево вниз, вторая — в центр и опять вниз, третья — вверх, четвертая — направо вверх... Ох! Помнится, похожим образом, «левой ногой через правое ухо» переключаются передачи у Урала.
Сетка прицела БТР. Левая шкала — для КПВТ, правая — для ПКТМ. Пулемет ПКТМ (вверху) и боеприпасы: патроны калибров 7,62 мм и 14,5 мм, снаряды калибра 30 мм, дымовые гранаты для системы Туча
Чтобы завести двигатель, надо нажать две красные кнопки на панели — «массу» и стартер. Камазовский дизель (он стоит за спиной водителя, в десантном отсеке) начинает грохотать, карданы лязгают, а я беспомощно оглядываюсь в поиске несуществующих зеркал заднего вида. Как сдавать задом? Ведь вокруг полно людей, а у меня обзор — только вперед!
— Я посмотрю, — говорит инструктор и лезет наверх. — Давай! Выползаю задним ходом на колею, трогаюсь со второй. Нет, это не грузовик! Хотя бы потому, что 360 камазовских «лошадей» разгоняют машину весьма лениво, даже если давить на педаль газа до упора. Дело в трансмиссии: крутящий момент на колеса передается через двухпоточную «раздатку», массу карданов (привод каждого моста — индивидуальный) и бортовые редукторы. Все это неизбежно «гасит» динамику разгона, зато обеспечивает, с одной стороны, проходимость, с другой — живучесть (если любой из мостов будет поврежден, машина все равно сможет грести колесами остальных).
http://trucks.autore...MG_1074_750.jpg
БТР-80 ведет огонь на ходу
Еще пришлось привыкать к тому, что БТР поворачивает «по-автобусному»: ведь водитель сидит впереди управляемых колес! Забыв об этом, я вначале попытался было повернуть, как на обычном автомобиле, — и сразу понял ошибку: тяжелая машина ушла с колеи.
Но почему так отвратительно переключаются передачи? «Воткнуть» нужную — задача еще та, даже двойной выжим сцепления не всегда помогает. Как на древнем Икарусе с камазовским мотором, который я когда-то водил!
— А ты что хочешь? Кулиса-то вон какая длинная, — пытается перекричать рев мотора инструктор.
http://trucks.autore...MG_0645_200.jpg
Независимая подвеска БТР-80...
http://trucks.autore...MG_1373_200.jpg
Рабочее место водителя-механика БТР напоминает грузовик, только очень старый
http://trucks.autore...MG_1429_200.jpg
Вот что видят десантники, сидя «на броне». Сзади на башне — система постановки дымзавесы Туча
Чего хочу? Другой механизм переключения! Еще заменить рулевое управление (оно чересчур легкое, без реактивного усилия) и обзорность сделать получше, а то в поворотах не видно, куда ехать. Из-за обзорности я застревал несколько раз с непривычки: трансмиссия орет, машина буксует, а где дорога — не видно. Спасала задняя передача: с ее помощью я и выбирался.
— Теперь давай на целину, в снег, — кричит инструктор. Сворачиваю в поле, нарезаю пару кругов и останавливаюсь перед крутым спуском с трамплином. Что, прямо туда? БТР набирает ход, передние колеса отрываются от земли. Единственная мысль: только бы не удариться лицом о железки, торчащие перед триплексом. Жесткое приземление — и вновь на колею, в грязное месиво. Эх, опять третья не включается...
Тигр в грязи
Если к управлению БТРом надо привыкать, то бронированный Тигр — это машина, на которую «сел и поехал». Двигатель у Тигра — бразильский 205-сильный Cummins (имено бразильский: китайский аналог выше на три сантиметра и не влезает под капот), независимая подвеска — все от того же БТР-80.
http://trucks.autore...MG_0585_200.jpg
Главный конструктор АМЗ Александр Масягин: «Я считаю, что Тигр лучше Хаммера!»
Кузов, опять же, как у БТР, целиком сварен из бронестали: в версии СПМ-1 для ОМОНа он защищает от стальных пуль «калаша» калибра 7,62 мм (третий уровень защиты по ГОСТу), в версии СПМ-2 для Внутренних войск — уже от пуль с термоупрочненным сердечником (пятый уровень защиты). Замерил я и толщину брони: у СПМ-1 примерно полсантиметра, у СПМ-2 — в два раза толще!
Мне достался как раз СПМ-2: его полная масса — аж 7600 кг. Закрываю тяжеленную бронедверь, предварительно убрав стопор. Единственная непривычная деталь на водительском месте — это «ручник», расположенный вертикально, поскольку все пространство между сиденьями занимает моторный тоннель.
http://trucks.autore...MG_1519_750.jpg
Тигр в наиболее защищенном исполнении СПМ-2 весит с полной нагрузкой 7600 кг, но ездит очень лихо
Зато рычаг коробки передач, не в пример БТРовскому, короткий, удобный — и передачи переключаются на удивление четко и мягко. Даже и не скажешь, что здесь стоит газовская коробка!
Раскидывая жидкую грязь со снегом, Тигр лихо карабкается на склон. Да, это не БТР: в салоне заметно тише, рулевое управление отличное, обзорность нормальная (если не считать дворников, расчищающих маленькие «окошки» в лобовых бронестеклах). А главное, весьма впечатляет динамика разгона — особенно если нажать педаль газа до упора.
http://trucks.autore...MG_0779_200.jpg
Независимая подвеска БТР-80 устанавливается и на Тигры. Унификация!
http://trucks.autore...MG_0730_200.jpg
«Милицейский» Тигр СПМ-1 с бронещитками на окнах. Что видит экипаж через эти щели?
http://trucks.autore...MG_1499_200.jpg
Интерьер привычный — за исключением здоровенного моторного тоннеля и вертикального «ручника»
Третья, четвертая, газу, газу: грязь взлетает по сторонам фонтанами, щеточки еле успевают протирать стекла. «Подтыкаю» пониженную, на гору, крутой поворот... Эх, переборщил: тяжелый Тигр ушел в занос и прыгнул из колеи в снег. Застрял? Ничего подобного: первая, газку побольше — и опять вперед. Чтобы «посадить» эту машину на бездорожье, надо очень постараться!
http://trucks.autore...MG_1306_750.jpg
СПМ-3, он же Медведь, пока существует в единственном опытном экземпляре
Что подтверждает и Масягин: «Мы испытывали Тигр в сравнении с армейским Хаммером в Арабских Эмиратах. И вот что интересно: Hummer нагребает песок рычагами подвески и встает, а у Тигра днище гладкое, как у БТРа, — ему хоть бы что!»
Только два момента не очень понравились: на моем экземпляре не работал спидометр, а у новенькой машины, стоявшей в цеху, уже ржавели пороги. Обычное дело для отечественной армейской техники?
http://trucks.autore...MG_0619_200.jpg
Один из возможных вариантов Медведя — с башней от БТР
Прогноз на завтра
Главное, чего не хватает сейчас Тигру, — это отечественного двигателя: без него машину не примет на вооружение армия. Но уже известно, что в конце лета появится первый экземпляр с новым ярославским ЯМЗ-534. Жаль только, он будет ощутимо слабее, чем Cummins, — 160 л.с. против 205 л.с.
Нужен другой мотор и «старшему брату» Тигра, защищенному от фугасов бронеавтомобилю Медведь (он же СПМ-3 или БТР-ВВ). Пока Медведь, о котором мы уже рассказывали в АР №23, 2008, существует в единственном опытном образце, который скорее можно назвать «ходовым макетом». Здоровенный капот, под которым стоит V-образный двигатель от Урала, серьезно ограничивает обзорность, на поворотах машина сильно кренится, и бронезащита нуждается в доработке. «Наша задача — накатать на этой машине 250 тысяч километов, а потом подорвать ее», — говорят заводчане. Если все пойдет по плану, то в этом году будет построен второй, доработанный экземпляр — уже с рядным двигателем.
http://trucks.autore...r/gilzi_200.jpg
А что с долгожданным БТР-90? Это — машина совершенно иного класса, нежели «восьмидесятка». Она напичкана современными электроникой и вооружением, намного мощнее, тяжелее (и дороже!). Коробка передач здесь автоматическая, а передача крутящего момента к колесам гидрообъемная, за счет чего БТР-90 может разворачиваться «по-танковому», с затороможенными колесами одного борта (сам видел!) А в новый комплекс вооружения Бережок входят 30-миллиметровая пушка со стабилизатором и даже четырехствольная пусковая установка ПТУР, спрособная поразить все существующие танки на расстоянии до 5,5 км.
БТР-90 иногда даже называют «легким танком». Но его главная проблема все та же — отсутствие подходящего двигателя. Нынешний мотор сделан на базе танкового, и его моторесурс крайне мал: ведь современные танки не совершают многодневных переходов по шоссе! Поэтому на БТР-90 хотят поставить дефорсированный двигатель от гусеничной БМП-1, уменьшив мощность с 610 до 500 л.с.
Однако на конвейер БТР-90 встанет только в 2011 году, а пока количество экземпляров, отправленных в войска, можно сосчитать по пальцам. И это за пятнадцать лет существования модели!
http://trucks.autore...MG_1517_750.jpg
БТР-90 — самый современный российский бронетранспортер. Но и ему уже пятнадцать лет, а серийный выпуск начнется только в 2011 году
Хронология
1959 Принят на вооружение БТР-60П (два бензиновых двигателя ГАЗ по 90 л.с. каждый, пулемет калибра 7,62 мм)
1963 Принят на вооружение БТР-60ПА с полностью закрытым корпусом
1966 Принят на вооружение БТР-60ПБ с башней и двумя пулеметами (7,62 мм и 14,5 мм)
1972 Принят на вооружение БТР-70 с более мощными бензиновыми двигателями (два по 120 л.с.)
1980 Производство переведено в Арзамас
1981 Выпуск БТР-70 начат в Арзамасе
1986 Принят на вооружение БТР-80 с дизельным двигателем КАМАЗ (260 л.с.)
1994 Принят на вооружение БТР-80А с пушечным вооружением (пушка калибра 30 мм, пулемет 7,62 мм). В том же году создан первый образец БТР-90
2008 Принят на вооружение БТР-90, создан вариант с комплексом вооружения Бережок
Из Арзамаса я уезжал со смешанными чувствами. Все, происходящее на заводе, радует — и машины там делают достойные. Но годы, когда наша армия, а вместе с ней и «оборонка» находились в состоянии полураспада, еще долго будут сказываться на всем происходящем здесь. Ведь БТР-80 при всей его «неубиваемости» давно устарел! А «если завтра война, если завтра в поход»? Опять воевать на древней технике, пусть даже модернизированной? Вы меня слышите, товарищ министр обороны?
БТР по-украински
http://trucks.autore...1240860_200.jpg
У Украины есть свой современный бронетранспортер: это БТР-4, созданный Харьковским конструкторским бюро им. Морозова. Он, как и арзамасские БТРы, может плавать, оснащается двигателями на выбор (украинский ЗТД, Deutz или IVECO), а на выставке IDEX-2009, только что прошедшей в Абу-Даби, был показан вариант с дистанционно управляемым боевым модулем Парус, где все вооружение вынесено за пределы корпуса. Только один момент смущает российских специалистов: независимая подвеска уж очень похожа на ту, что стоит на БТР-80!
Я щелкаю тумблером над головой и припадаю к прицелу: в перекрестье видна освещенная мишень.
— Огонь!
Поочередно жму две кнопки электроспуска на рукоятке вращения башни. «Та-та-та-та-та!» — бьет «малый» пулемет. И следом грохочет крупнокалиберный КПВТ: «Дах-дах-дах-дах!» Едко пахнет порохом, снаружи по броне стучат стреляные гильзы. За бортом БТРа, в бетонном подземном тире, от стрельбы просто глохнешь: хоть рот открывай, хоть шлемофон к ушам прижимай.
Я побывал на АМЗ, Арзамасском машиностроительном заводе — там, где уже почти тридцать лет делают бронетранспортеры. Водил по бездорожью БТР-80 и спецмашину Тигр, стрелял, ездил «на броне». Рассказ об этом — перед вами.
Я думал, что БТРы войдут в заводской испытательный бассейн спокойно, гоня перед собой небольшую волну. А они плюхнулись с разгону: представляете, что будет, если две 14-тонные чушки уронить в воду? Бассейн вышел из берегов, и когда я оглянулся, то обнаружил, что фотосумка, стоящая у стены, полна воды: хорошо, сама камера на шее висела!
Каждый выпущенный в Арзамасе бронетранспортер плавает в этом бассейне и проходит «отстрел» в тире, где стрелял и я. Кроме того, у АМЗ есть два полигона: поменьше — на самом заводе, большой — за городом, в чистом поле. Туда я и отправился, но сначала о другом.
После поездки в Арзамас мне начали названивать знакомые: «Мы тебя видели по телевизору! Там была передача про бронемашины, и ты разговариваешь с каким-то мужиком». Эх, братцы! Да ведь это же Александр Григорьевич Масягин — легендарная личность, главный конструктор АМЗ. Еще в 1968 году он пришел на ГАЗ (там БТРы делали до 1980 года), и под его руководством создана вся современная арзамасская бронетехника.
Причем не только военная: в девяностые, когда оборонных заказов не стало, Масягину пришлось переключиться на разработку конверсионных моделей. Существовали даже машины с вышкой для ремонта железнодорожной контактной сети, которые были переделаны из БТРов и ездили по рельсам (представляете такое?). «Нам говорили: ничего не выйдет, поскольку колея БТРа шире железнодорожной, — вспоминает Масягин. — Но мы смонтировали нечто вроде скалки, которая прижимается к колесам, и каточки по ширине колеи. Машина встает на каточки — и шпарит по рельсам со скоростью 70 км/ч!»
Но положения это не спасало: вот данные, обнародованные пять лет назад. На декабрь 2003 года в Российской армии находилось 24 тысячи бронемашин, из них в 2004 году было списано шесть тысяч, а поступило в войска (только не падайте) всего 20. Нет, не тысяч. Единиц! Представляете, что при этом творилось в Арзамасе? Хоть мясорубки выпускай вместо бронетранспортеров!
Ситуация изменилась только в последние годы. Армия и МВД начали заказывать технику, а сам завод стал частью Военно-промышленной компании, которая наряду с Группой ГАЗ входит в объединение Русские машины. Новая команда, пришедшая на завод в 2007 году, объявила о «стратегии прорыва», чтобы вернуть былую славу российской бронетехнике. А сейчас управляющий директор Василий Шупранов заявляет: «На АМЗ кризиса нет!» Неужто правда?
Вдоль конвейера
На этом конвейере собирают все бронетранспортеры. За стеной — линия сборки Тигров
В январе-феврале завод работал в одну смену (читай — простаивал). Но весной вновь начал набирать обороты: появился госзаказ! Я обещал не публиковать объемы производства, поэтому скажу лишь, что в апреле будет сделано в полтора раза больше бронемашин, нежели в марте. Еще один контракт незадолго до моего приезда подписали военпреды из Йемена.
БРДМ-2 получают здесь «вторую жизнь»
Водник выпускается только на экспорт
На АМЗ работают и женщины
Так что сотрудники завода (а их здесь 4400) без работы не останутся. И без зарплаты тоже, хотя по московским меркам она не впечатляет: судя по объявлению в одном из цехов — около 9700 рублей. Хотя в 2008 году здесь получали больше 11 тысяч рублей... И все равно по сравнению со многими предприятиями страны АМЗ — островок благополучия. Как писали ехидные советские корреспонденты про капиталистов — «жизнь на военных заказах»!
Само производство мне несколько напомнило подмосковный ЛиАЗ, где делают автобусы. Только вместо автобусных кузовов — зеленые бронекорпуса
Бронекорпуса привозят на обычных грузовиках. Камазовский дизель с коробкой передач «загружается» в бронекорпус. Вечерняя дойка? Сборка ходовой части!.
«Как дела с поставщиками?» — спрашиваю. Оказывается, самая большая проблема с шинами: завод Амтел-Поволжье, который выпускает их, стоит. Но многое делает сам АМЗ: это мосты, подвеска, «раздатка», карданы, привод водомета.
Я, признаться, ожидал увидеть на конвейере новые БТР-90: ведь эта модель была создана еще в девяностые (о чем говорит индекс в названии), а я ее впервые видел лет десять назад.
Между тем в сборочном цеху — одни БТР-80, которым двадцать лет в обед: модель была принята на вооружение в 1986 году! Как же так? О судьбе БТР-90 расскажу чуть позже, а «восьмидесятка» по-прежнему остается самой востребованной моделью: надежной, неприхотливой, недорогой. Могу даже сказать, сколько за нее просят: по нашей информации, около 12 миллионов рублей.
Всего выпущено свыше пяти тысяч таких машин, и спрос на них не уменьшается, в том числе и за границей. Сегодня арзамасская техника стоит на вооружении 32 стран, от Азербайджана и Алжира до Эстонии и Эфиопии. Еще бы: ведь зарубежные аналоги гораздо дороже!
На второй сборочной линии, за стеной, собирают «русские Хаммеры», бронированные Тигры в трех вариантах — для Внутренних войск, ОМОНа и опытные образцы для армии.
Есть в программе и еще одна модель, Водник, созданная еще в девяностых. Но у себя на родине ей не повезло: российская армия так и не приняла машину на вооружение. Поэтому Водника делают только под заказ — например, для Гаити, Конго, Судана. Последняя поставка — 48 машин для Уругвая.
А еще на заводе можно встретить давно снятые с производства БРДМ-2, БТР-70 и даже БТР-60. Музейные образцы? Ничего подобного! В армии таких машин еще полно, а здесь им дают вторую жизнь — ставят дизель вместо бензинового двигателя (у прежних БТРов их было целых два), новые трансмиссию, башню с пулеметной «спаркой», меняют подвеску у изначально валкой БРДМ — и машины отправляются обратно в войска.
Крупнокалиберный КПВТ — самый мощный пулемет в нашей стране. Хорошо виден кабель привода электроспуска
Цех установки вооружения. Судя по 30-мм орудиям, эти башни предназначены для БТР-80А
На шкафу ждут своей очереди «изделия №1» — ПКТМ, а на стеллаже — могучие КПВТ
Напоследок заглянем в «оружейку» — цех, где монтируют вооружение. Шеренгами стоят бронебашни с задранными стволами, в шкафу с чудесной надписью «Законсервированные изделия №1» ждут своей очереди ПКТМ (пулеметы Калашникова танковые модернизированные) калибра 7,62 мм. Рядом, все в смазке — здоровенные КПВТ (крупнокалиберные пулеметы Владимирова танковые) калибра 14,5 мм. Между прочим, конструкции КПВТ уже больше полувека, но, по мнению специалистов, на поле боя ему до сих пор нет равных. Неудивительно: восемьдесят выстрелов такого калибра в минуту, да еще бронебойно-зажигательными— более чем серьезно!
Как я водил БТР
Еще на заводе мне пришлось для телеоператоров изображать ученика механика-водителя БТР: в учебном классе под объективами телекамер я расспрашивал Александра Масягина об особенностях управления машиной.
— Похоже на управление грузовиком?
— Да в принципе то же самое!
— Полный привод постоянный?
— Нет, на шоссе передние мосты отключаются.
— Дифференциалы блокируются?
— Межколесные — самоблокирующиеся, есть и межосевой, между задними мостами.
Стрелковые испытания проходят в подземном тире, коридор которого кажется бесконечным
Перед стрельбой надо включить электропитание (крайний правый тумблер). Этими кнопочками ведется огонь из пулеметов
Так что, прибыв на полигон, я уже примерно представлял, что к чему. Втискиваюсь в люк, стараясь не попасть грязными ботинками на сиденье: действительно, управление как у грузовика, причем очень старого — то ли КрАЗ, то ли ЗИЛ-130. Руль с тонким ободом, кривая «кочерга» рычага КПП, три педали. Перед глазами — маленькое стекло, над ним — триплексы (через них смотрят в бою, когда стекла закрыты бронекрышками). Рядом усаживается заводской водитель.
— На КАМАЗе ездил?
Я киваю.
— Здесь почти то же самое, только схема переключения перевернута.
Первая — рычаг налево вниз, вторая — в центр и опять вниз, третья — вверх, четвертая — направо вверх... Ох! Помнится, похожим образом, «левой ногой через правое ухо» переключаются передачи у Урала.
Сетка прицела БТР. Левая шкала — для КПВТ, правая — для ПКТМ. Пулемет ПКТМ (вверху) и боеприпасы: патроны калибров 7,62 мм и 14,5 мм, снаряды калибра 30 мм, дымовые гранаты для системы Туча
Чтобы завести двигатель, надо нажать две красные кнопки на панели — «массу» и стартер. Камазовский дизель (он стоит за спиной водителя, в десантном отсеке) начинает грохотать, карданы лязгают, а я беспомощно оглядываюсь в поиске несуществующих зеркал заднего вида. Как сдавать задом? Ведь вокруг полно людей, а у меня обзор — только вперед!
— Я посмотрю, — говорит инструктор и лезет наверх. — Давай! Выползаю задним ходом на колею, трогаюсь со второй. Нет, это не грузовик! Хотя бы потому, что 360 камазовских «лошадей» разгоняют машину весьма лениво, даже если давить на педаль газа до упора. Дело в трансмиссии: крутящий момент на колеса передается через двухпоточную «раздатку», массу карданов (привод каждого моста — индивидуальный) и бортовые редукторы. Все это неизбежно «гасит» динамику разгона, зато обеспечивает, с одной стороны, проходимость, с другой — живучесть (если любой из мостов будет поврежден, машина все равно сможет грести колесами остальных).
http://trucks.autore...MG_1074_750.jpg
БТР-80 ведет огонь на ходу
Еще пришлось привыкать к тому, что БТР поворачивает «по-автобусному»: ведь водитель сидит впереди управляемых колес! Забыв об этом, я вначале попытался было повернуть, как на обычном автомобиле, — и сразу понял ошибку: тяжелая машина ушла с колеи.
Но почему так отвратительно переключаются передачи? «Воткнуть» нужную — задача еще та, даже двойной выжим сцепления не всегда помогает. Как на древнем Икарусе с камазовским мотором, который я когда-то водил!
— А ты что хочешь? Кулиса-то вон какая длинная, — пытается перекричать рев мотора инструктор.
http://trucks.autore...MG_0645_200.jpg
Независимая подвеска БТР-80...
http://trucks.autore...MG_1373_200.jpg
Рабочее место водителя-механика БТР напоминает грузовик, только очень старый
http://trucks.autore...MG_1429_200.jpg
Вот что видят десантники, сидя «на броне». Сзади на башне — система постановки дымзавесы Туча
Чего хочу? Другой механизм переключения! Еще заменить рулевое управление (оно чересчур легкое, без реактивного усилия) и обзорность сделать получше, а то в поворотах не видно, куда ехать. Из-за обзорности я застревал несколько раз с непривычки: трансмиссия орет, машина буксует, а где дорога — не видно. Спасала задняя передача: с ее помощью я и выбирался.
— Теперь давай на целину, в снег, — кричит инструктор. Сворачиваю в поле, нарезаю пару кругов и останавливаюсь перед крутым спуском с трамплином. Что, прямо туда? БТР набирает ход, передние колеса отрываются от земли. Единственная мысль: только бы не удариться лицом о железки, торчащие перед триплексом. Жесткое приземление — и вновь на колею, в грязное месиво. Эх, опять третья не включается...
Тигр в грязи
Если к управлению БТРом надо привыкать, то бронированный Тигр — это машина, на которую «сел и поехал». Двигатель у Тигра — бразильский 205-сильный Cummins (имено бразильский: китайский аналог выше на три сантиметра и не влезает под капот), независимая подвеска — все от того же БТР-80.
http://trucks.autore...MG_0585_200.jpg
Главный конструктор АМЗ Александр Масягин: «Я считаю, что Тигр лучше Хаммера!»
Кузов, опять же, как у БТР, целиком сварен из бронестали: в версии СПМ-1 для ОМОНа он защищает от стальных пуль «калаша» калибра 7,62 мм (третий уровень защиты по ГОСТу), в версии СПМ-2 для Внутренних войск — уже от пуль с термоупрочненным сердечником (пятый уровень защиты). Замерил я и толщину брони: у СПМ-1 примерно полсантиметра, у СПМ-2 — в два раза толще!
Мне достался как раз СПМ-2: его полная масса — аж 7600 кг. Закрываю тяжеленную бронедверь, предварительно убрав стопор. Единственная непривычная деталь на водительском месте — это «ручник», расположенный вертикально, поскольку все пространство между сиденьями занимает моторный тоннель.
http://trucks.autore...MG_1519_750.jpg
Тигр в наиболее защищенном исполнении СПМ-2 весит с полной нагрузкой 7600 кг, но ездит очень лихо
Зато рычаг коробки передач, не в пример БТРовскому, короткий, удобный — и передачи переключаются на удивление четко и мягко. Даже и не скажешь, что здесь стоит газовская коробка!
Раскидывая жидкую грязь со снегом, Тигр лихо карабкается на склон. Да, это не БТР: в салоне заметно тише, рулевое управление отличное, обзорность нормальная (если не считать дворников, расчищающих маленькие «окошки» в лобовых бронестеклах). А главное, весьма впечатляет динамика разгона — особенно если нажать педаль газа до упора.
http://trucks.autore...MG_0779_200.jpg
Независимая подвеска БТР-80 устанавливается и на Тигры. Унификация!
http://trucks.autore...MG_0730_200.jpg
«Милицейский» Тигр СПМ-1 с бронещитками на окнах. Что видит экипаж через эти щели?
http://trucks.autore...MG_1499_200.jpg
Интерьер привычный — за исключением здоровенного моторного тоннеля и вертикального «ручника»
Третья, четвертая, газу, газу: грязь взлетает по сторонам фонтанами, щеточки еле успевают протирать стекла. «Подтыкаю» пониженную, на гору, крутой поворот... Эх, переборщил: тяжелый Тигр ушел в занос и прыгнул из колеи в снег. Застрял? Ничего подобного: первая, газку побольше — и опять вперед. Чтобы «посадить» эту машину на бездорожье, надо очень постараться!
http://trucks.autore...MG_1306_750.jpg
СПМ-3, он же Медведь, пока существует в единственном опытном экземпляре
Что подтверждает и Масягин: «Мы испытывали Тигр в сравнении с армейским Хаммером в Арабских Эмиратах. И вот что интересно: Hummer нагребает песок рычагами подвески и встает, а у Тигра днище гладкое, как у БТРа, — ему хоть бы что!»
Только два момента не очень понравились: на моем экземпляре не работал спидометр, а у новенькой машины, стоявшей в цеху, уже ржавели пороги. Обычное дело для отечественной армейской техники?
http://trucks.autore...MG_0619_200.jpg
Один из возможных вариантов Медведя — с башней от БТР
Прогноз на завтра
Главное, чего не хватает сейчас Тигру, — это отечественного двигателя: без него машину не примет на вооружение армия. Но уже известно, что в конце лета появится первый экземпляр с новым ярославским ЯМЗ-534. Жаль только, он будет ощутимо слабее, чем Cummins, — 160 л.с. против 205 л.с.
Нужен другой мотор и «старшему брату» Тигра, защищенному от фугасов бронеавтомобилю Медведь (он же СПМ-3 или БТР-ВВ). Пока Медведь, о котором мы уже рассказывали в АР №23, 2008, существует в единственном опытном образце, который скорее можно назвать «ходовым макетом». Здоровенный капот, под которым стоит V-образный двигатель от Урала, серьезно ограничивает обзорность, на поворотах машина сильно кренится, и бронезащита нуждается в доработке. «Наша задача — накатать на этой машине 250 тысяч километов, а потом подорвать ее», — говорят заводчане. Если все пойдет по плану, то в этом году будет построен второй, доработанный экземпляр — уже с рядным двигателем.
http://trucks.autore...r/gilzi_200.jpg
А что с долгожданным БТР-90? Это — машина совершенно иного класса, нежели «восьмидесятка». Она напичкана современными электроникой и вооружением, намного мощнее, тяжелее (и дороже!). Коробка передач здесь автоматическая, а передача крутящего момента к колесам гидрообъемная, за счет чего БТР-90 может разворачиваться «по-танковому», с затороможенными колесами одного борта (сам видел!) А в новый комплекс вооружения Бережок входят 30-миллиметровая пушка со стабилизатором и даже четырехствольная пусковая установка ПТУР, спрособная поразить все существующие танки на расстоянии до 5,5 км.
БТР-90 иногда даже называют «легким танком». Но его главная проблема все та же — отсутствие подходящего двигателя. Нынешний мотор сделан на базе танкового, и его моторесурс крайне мал: ведь современные танки не совершают многодневных переходов по шоссе! Поэтому на БТР-90 хотят поставить дефорсированный двигатель от гусеничной БМП-1, уменьшив мощность с 610 до 500 л.с.
Однако на конвейер БТР-90 встанет только в 2011 году, а пока количество экземпляров, отправленных в войска, можно сосчитать по пальцам. И это за пятнадцать лет существования модели!
http://trucks.autore...MG_1517_750.jpg
БТР-90 — самый современный российский бронетранспортер. Но и ему уже пятнадцать лет, а серийный выпуск начнется только в 2011 году
Хронология
1959 Принят на вооружение БТР-60П (два бензиновых двигателя ГАЗ по 90 л.с. каждый, пулемет калибра 7,62 мм)
1963 Принят на вооружение БТР-60ПА с полностью закрытым корпусом
1966 Принят на вооружение БТР-60ПБ с башней и двумя пулеметами (7,62 мм и 14,5 мм)
1972 Принят на вооружение БТР-70 с более мощными бензиновыми двигателями (два по 120 л.с.)
1980 Производство переведено в Арзамас
1981 Выпуск БТР-70 начат в Арзамасе
1986 Принят на вооружение БТР-80 с дизельным двигателем КАМАЗ (260 л.с.)
1994 Принят на вооружение БТР-80А с пушечным вооружением (пушка калибра 30 мм, пулемет 7,62 мм). В том же году создан первый образец БТР-90
2008 Принят на вооружение БТР-90, создан вариант с комплексом вооружения Бережок
Из Арзамаса я уезжал со смешанными чувствами. Все, происходящее на заводе, радует — и машины там делают достойные. Но годы, когда наша армия, а вместе с ней и «оборонка» находились в состоянии полураспада, еще долго будут сказываться на всем происходящем здесь. Ведь БТР-80 при всей его «неубиваемости» давно устарел! А «если завтра война, если завтра в поход»? Опять воевать на древней технике, пусть даже модернизированной? Вы меня слышите, товарищ министр обороны?
БТР по-украински
http://trucks.autore...1240860_200.jpg
У Украины есть свой современный бронетранспортер: это БТР-4, созданный Харьковским конструкторским бюро им. Морозова. Он, как и арзамасские БТРы, может плавать, оснащается двигателями на выбор (украинский ЗТД, Deutz или IVECO), а на выставке IDEX-2009, только что прошедшей в Абу-Даби, был показан вариант с дистанционно управляемым боевым модулем Парус, где все вооружение вынесено за пределы корпуса. Только один момент смущает российских специалистов: независимая подвеска уж очень похожа на ту, что стоит на БТР-80!