Парижский гамбит
В пятницу, 27 ноября, был обнародован второй за этот год план по спасению Волжского автозавода (первый был озвучен еще в первой половине года, но фактически провалился). Правда, в этот раз антикризисные решения озвучил не совет директоров завода, а российские чиновники. Причем все интервью они давали в Париже, где судьбу тольяттинского автогиганта решало руководство компании Renault. Именно от французских менеджеров зависело, получат ли в Тольятти новые технологии для технического перевооружения предприятия.
Наполеоновские планы
Ожидалось, что план по спасению "АвтоВАЗа" будет обнародован в начале прошлой недели – 24 ноября, после заседания антикризисной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. В СМИ даже попала подготовленная к этой встрече концепция развития российского автопрома, включавшая в себя несколько возможных сценариев.
Наиболее вероятный из них, разработанный специалистами Минпромторга совместно с американской компанией Boston Consulting Group (ВСG), предполагал создание одного крупного и нескольких нишевых производителей, которые уже через 10 лет будут выпускать около четырех миллионов автомобилей в год. Правда, такой бурный рост производительности потребовал бы и серьезных инвестиций – 29 миллиардов евро должен был дать федеральный бюджет и еще 11 миллиардов - частные инвесторы.
Однако после заседания комиссии, состоявшегося при закрытых дверях, долгожданный план по спасению Волжского автозавода обнародован не был. Вместо этого чиновники объявили о том, что судьба "АвтоВАЗа" окончательно решится в Париже, куда на заседание межправительственной российско-французской комиссии отправился глава правительства РФ Владимир Путин. Учитывая, что российский премьер недавно потребовал от Renault принять участие в спасении тольяттинского автогиганта, пригрозив в противном случае размыть 25-процентную долю компании в Волжском автозаводе, очевидно, что в правительстве решили согласовать план по модернизации "АвтоВАЗа" с французским акционером.
Как сообщает издание Slon.ru, перед поездкой состоялось совещание, на котором представители Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина предложили два варианта по спасению "АвтоВАЗа". Согласно первому, завод должен был получить госпомощь в размере 50 миллиардов рублей на развитие производства. Однако в качестве обязательного условия выделения транша чиновники хотели получить от Renault гарантии технологической и материальной поддержки Волжского автозавода.
По второму сценарию, в случае отказа Renault помогать "АвтоВАЗу", для погашения долгов завода планировалось выпустить облигации и продать их ВЭБу или конвертировать в них задолженность перед банками-кредиторами. А затем производственные площади тольяттинского автогиганта предполагалось передать некоему, еще не найденному, крупному иностранному автопроизводителю (или автопроизводителям) для организации на их месте сборочного производства чужих автомобилей и комплектующих.
С миру по нитке
"АвтоВАЗу" повезло - совместная поездка премьер-министра Путина и российских акционеров автозавода во Францию увенчалась успехом. Renault согласился передать тольяттинскому автогиганту технологии на общую сумму 240 миллионов евро, которые необходимы для производства пяти новых моделей на базе французской платформы В0 (Renault Logan). Еще 60 миллионов евро даст партнер Renault по альянсу Nissan, который за это получит возможность собирать в Тольятти собственную бюджетную модель. Кроме того, как сообщил в Париже Путин, японцы получат возможность построить собственное сборочное предприятие на Дальнем Востоке.
Со своей стороны российский премьер-министр пообещал выделить "АвтоВАЗу" 50 миллиардов рублей госпомощи. По информации газеты "Ведомости", предоставленные правительством деньги поступят на счета "Ростехнологий", и госкорпорация использует эти средства для выкупа конвертируемых облигаций Волжского автозавода. Как заявил вице-премьер Игорь Сечин, первый транш в 12 миллиардов рублей должен быть выплачен уже в декабре 2009 года - январе 2010 года, и тогда же согласно достигнутым в Париже договоренностям Renault начнет отгружать на завод в Тольятти свое технологическое оборудование.
На первый взгляд, утвержденный в Париже план по выводу "АвтоВАЗа" из кризиса лишен недостатков: завод уже в ближайшие месяцы начинает техническое перевооружение под присмотром одного из лидеров мировой автоиндустрии, а российское правительство выделит на это благое дело очередной транш. И это будет не просто беспроцентная ссуда, а покупка части предприятии - ведь выпуск конвертируемых облигаций означает допэмиссию и увеличение доли "Ростехнологий" в Волжском автозаводе.
К тому же, по планам комиссии Шувалова, тольяттинский автогигант уже в ближайшее время должен превратиться в доходный бизнес. Так, в соответствии с заключенным с Renault соглашением, уже к 2015 году "АвтоВАЗ" с помощью французского партнера выйдет на ежегодную производительность в 900 тысяч автомобилей. Причем на машины, выпускаемые под брендом Lada, должно приходиться не менее 70 процентов от всего объема производства.
Обещанного до марта ждут
Однако при ближайшем рассмотрении сделка вызывает много вопросов. И начать можно с того, что компании Renault не нужен "АвтоВАЗ" – руководство французского автопроизводителя категорически отказывается от любых предложений по увеличению своей доли в тольяттинском автогиганте. Вероятнее всего, в Renault пообещали помочь Волжскому автозаводу под давлением со стороны собственного правительства, которое ранее выделило концерну три миллиарда евро госпомощи.
А премьер-министр Франции Франсуа Фийон заинтересован в этой сделке, так как ему необходимо обеспечить доступ французских компаний к российским энергоресурсам. По крайней мере, такое предположение, опираясь на мнение экспертов, перед заседанием российско-французской комиссии сделала газета "Коммерсант". Кстати, в Париже действительно была заключена договоренность между "Газпромом" и французской госкомпанией Electricite de France (EdF) о вхождении французов в проект строительства газопровода "Южный поток".
Учитывая "подневольный" характер договоренности, а также тот факт, что у французов пока нет никаких обязательств перед российской стороной – в Париже был подписан всего лишь меморандум о взаимопонимании, можно допустить, что в дальнейшем Renault пойдет на попятный. Представители французского автопроизводителя уже заявили, что передадут технологическое оборудование "АвтоВАЗу" только в марте 2010 года, когда будет заключен окончательный договор о сотрудничестве – ни о каких поставках в декабре-январе, о которых говорил Сечин, речи не идет.
В Москве, конечно, не могут не видеть этих рисков. Тем более что еще свежо воспоминание о провалившейся на последней стадии переговоров сделке по приобретению компании Opel у General Motors, которую, кстати, тоже поддерживало местное, немецкое, правительство. Но, возможно, российские чиновники и не рассчитывают, что французы сдержат свое слово – для них договоренность с Renault может быть просто хорошим поводом для того, чтобы поскорее выдать очередную дозу госпомощи находящемуся на грани банкротства Волжскому автозаводу. Ведь деньги под каким-то предлогом давать надо. В противном случае завод, который только на обслуживание своего долга тратит по 770 миллионов рублей в месяц, придется закрывать, а это наверняка приведет к социальным волнениям в регионе.
Повод для пессимизма
Кстати, есть вопросы и к оптимистичному варианту развития событий. В меморандуме о сотрудничестве, который был подписан в Париже, говорится, что при поддержке Renault "АвтоВАЗ" к 2015 году должен будет производить (а следовательно, и продавать) по 900 тысяч автомобилей в год. Фактически, на этом положении зиждется коммерческая привлекательность договоренности для французского партнера.
Однако сейчас ежегодная емкость российского рынка оценивается на уровне полутора миллионов легковушек – так, по данным AEB, за первые три квартала 2009 года было продано 1 миллион 110 тысяч 226 машин. Поэтому, вполне возможно, что наполеоновские планы обновленного "АвтоВАЗа" по покорению рынка могут столкнуться с банальным отсутствием покупателей. Особенно, если выход России из рецессии затянется. [/hide]