Искусство войны. Африка 1943
Странно давать тактическому варгейму медаль за сюжет, но в нашем случае – совершенно необходимо. Разработчики действительно здорово постарались, заставив нас сопереживать солдатам, когда те сражаются на поле брани и отдыхают в перерывах между боями, сделали командира группы не просто безымянной, безликой фигурой, а живым человеком. И воссозданные почти по часам события маленького кусочка большой войны становятся ближе, а обстановка накаляется до африканских температур…
Год выпуска: 2009
Жанр: Strategy (Real-time/Wargame)
Разработчик: 1С | Battlefront.com
Издатель: 1C
Платформа: PC
Системные требования игры:
Операционная система: Windows XP/ Vista
Процессор: Pentium IV или Athlon с тактовой частотой 3,6 ГГц
Оперативная память: 1 Гб оперативной памяти или больше
Видеокарта: Видеокарта уровня GeForce 6600/ Radeon X800 или лучше
Свободное место на жестком диске: 3 Гб свободного места
Обзор:
И вот четыре Pz-IV, два Pz-III, пять пехотных отделений, пара мотоциклов да столько же машин разведки готовятся сделать первый ход. Это только в кадрах кинохроники бронетехника с ревом несется через вражеские траншеи, постреливая в смешные разбегающиеся фигурки. В жизни разве что сумасшедший полезет через неразведанные позиции вражеской пехоты, где так уютно прячутся солдаты с базуками, а противотанковые пушки ждут своего часа, направив стволы вдоль пристрелянных секторов. Поэтому атаковать в лоб мы не станем, лучше отправим два танка с разведчиками и пехотой в обход, за холмик, благо он между нами и янки. А остальные машины спокойно выведем на пригорок – и немного прощупаем позиции противника. Тем более командование неожиданно расщедрилось и обеспечило хорошей артиллерийской поддержкой, даже обещало бомбардировщики подбросить, если будет жарко.
Танки, пыля, выходят на пригорок… На связи начальство, будь оно неладно! Ну, что у вас там? Танки? Американские? Надо обязательно уничтожить? Удивительно! А я-то думал угостить шнапсом наших друзей из-за океана!
Вражеская бронетехника едва успевает показаться из-за холма, расположенного правее поселка, как попадает под сосредоточенный огонь трех Pz-IV. Работы-то на три минуты… Ох, стоп, погодим радоваться. Вот ведь незадача – у всех наших трех машин повреждены гусеницы – вылез-таки поганый янки из траншеи со своей базукой. И их артиллеристы, так нелепо выставившие пушки прямо перед деревней, не зевали. Н-да. Все осторожничание коту под хвост – в самом начале боя лишиться половины машин!
Ничего, зато наша группа почти обошла пригорочек. Очень, очень ловкий маневр – пробраться туда и зайти во фланг всей этой обороне… Ну надо же! И с той стороны через холм переваливают «Стюарты»! Короткая танковая дуэль – и вот из поврежденного Pz-III выскакивают два танкиста и начинают быстро отползать назад – правильно делают, понюхавшие порох солдаты ценнее двух трупов, а у этих парней с собой только пара пистолетов.
А может, храбрые вояки испугались? Присмотримся к нашей страшной железной машине. Увы, она теперь годится разве что на металлолом. Пушка выведена из строя, обе гусеницы разбиты, и рабочим остался только пулемет. Но что он может против последнего целого «Стюарта»?! Кстати, у нас же тут еще два отделения пехоты. Пусть пока займут оставшийся бесхозным окопчик, а то «Стюарт» нас заметит и будет худо. Остался один танк! Командуем стрелять по поганой машине янки – не хочет. Поворачивает башню и лупит по деревне из пулемета. Еще раз приказываем – игнорирует и все! Елки-моталки, то есть доннерветтер! Да у него ж пушка разбита. Что самое смешное, в таком же состоянии она и у «Стюарта», поэтому он нашего старичка тоже не обижает. Вот теперь все по-честному. Стоят в двадцати метрах друг от друга два танка, и каждый обстреливает чужую пехоту. А что поделаешь!
Кстати, о пехоте. В принципе, мы же это проходили. Поставим дымовую завесу, подползем и гранатой шарахнем. Тааак… Так! Где наши дымовые гранаты? Майн готт! Нету. На дворе 43-й год, у немецкой армии не густо пока с дымами. Ладно, попробуем так, по-геройски. Находим в траншее добровольца по имени Хейнц с целенькой противотанковой гранатой и велим ему ползти к чужой машине. Ползет, ползет… Да что ж такое! Парень запаниковал, вскочил, рванул назад и, конечно, получил пулеметную очередь в спину. «Закон бутерброда» никто не отменял, и больше, разумеется, в траншее ни у кого противотанковых гранат не оказалось. Две попытки сползать к трупу Хейнца закончились плачевно. Одного скосили пулеметной очередью сразу, второй просто отказался играть в эту лотерею, вылез на бруствер – и сиганул назад. Ба, да он в ноги ранен – еще одна неподвижная точка!
И что теперь? Полный тупик. Гениальный маневр с обходом окончился пшиком. Деревню в лоб атаковать нечем – в резерве танк да четыре отделения пехоты. Стоп, а как же наше доброе командование? Восхищаясь собственной сообразительностью, наводим на противника все, что есть – и артиллерию, и минометы, и авиацию. Не зря туземцы покинули деревню, там сейчас не просто жарко, а очень-очень жарко.
Да уж, умная мысля приходит опосля. Деревня очищена, во всяком случае, пушек там больше нет, а пехота не в счет, ее мы танками быстро прикончим. Отправляем своих солдат из центра в лоб на деревню, благо от обороны янки немного осталось, а наши теперь уже неподвижные ударные части гордо прикрывают атаку огнем. Вроде, наконец все пошло как надо. Стоп! Гнусный «Стюарт» на левом фланге подполз к траншее и вертится там, пытаясь выкурить пехотинцев. Непорядок!
К счастью, у нас остался резерв, и вот последний полноценный танк быстро решает эту проблему. «Стюарт» горит, а наглые американские танкисты рванули к нашей уютной траншее, но, надеемся, пехотинцы найдут, чем встретить незваных гостей.
Зачистка деревни проходит почти гладко. Пехота быстро обнаруживает оставшихся в живых янки, а целый танк из пушки расстреливает дома, в которых те прячутся. Ну и ну! Один из наших доблестных пулеметчиков ворвался в дом, двумя ударами вырубил американца и… скорчился в углу. Командуем – выходи! Сидит. Плачет. Шок у парня: первый раз в жизни в рукопашном бою убил человека. Ладно, пускай побудет в укрытии и очухается.
Вот так денек выдался! Можно, пожалуй, и расстегнуть китель. Что?! Снова дорогое командование? Плохие новости? Почему я не удивлен! Противник контратакует деревню? И, конечно, ее надо держать до последнего солдата. Это, кстати, недолго!
Бойцы быстро разбегаются, занимая оборону, вставая к уцелевшим пушкам, зенитным и станковым пулеметам. Пулеметчики располагаются в домах. О как, у меня даже появился солдат с противотанковым оружием – видать, нашел где-то американскую базуку.
Ну и где?.. Вот это да! Большая группа американской бронетехники в сопровождении пехоты появляется прямо из-за холма – и первым делом лупит по единственному целому танку!
Три минуты боя – и наша стальная оборона рассыпается как карточный домик. Вторая подвижная машина (звучит-то как!), которая еще способна стрелять, успевает юркнуть в деревню. Два бойца, бежавшие к станковому пулемету, скошены очередью из танка. Обе противотанковые пушки подбиты, а в деревне уже показались янки. Но в этот трагический момент до заветного пулеметика, примостившегося как раз там, где надо, добирается выживший танкист – просто золото, а не парень, он же пулеметчик по специальности. И американская атака захлебывается, не докатившись и до центра поселка. Минуточку, а где же три единицы их бронетехники, что так лихо сожгли мою последнюю машину? Не верю своим глазам! Те самые, позабытые на пригорке танки, лишившиеся хода еще в начале боя, расстреляли их в борт! Просто «они забыли про Торина»!
Однако передышки не будет, уже идет вторая волна. Опять – пехота и танки. И если за своих бойцов я спокоен… Спокоен? Ты куда, гад! У того самого золотого парня сдали нервы, и он, бросив станковый пулемет, шмыгнул в дом. Нет. Больше туда никто не побежит – эта железяка, похоже, несчастье приносит.
Американские солдаты рвутся к центру деревни, а у меня там всего четверо остались, правда с MG-42, но далеко ему до станкового!
И вдруг врагов начинают косить пулеметные очереди…
Наконец-то хеппи-энд, будь он неладен: в деревню вошли танки из обещанного командованием подкрепления. Победа. Как говорится, «ну и унылая же это, оказывается, вещь!». Но главное – боевая задача выполнена, а раненых подлатаем, технику отремонтируем. И дальше вперед, вперед, танкисты!
А теперь проза
Итак, у нас есть войска, которые мы всякий раз можем варьировать, беря с собой на задание то, что нам нужно в данном случае. Опыт бойцов растет, каждому из них можно улучшать одну из четырех характеристик: меткость, навыки вождения, разведчика, наводчика. Солдат разрешается как угодно «компоновать»: посадить за рычаги более опытного водителя, доверить пулемет меткому стрелку.
Здешний бой по сути своей – заскриптованная тактическая задачка. Сложная, интересная и всегда имеющая несколько вариантов решения, так что ее приятно посмаковать и попробовать на вкус с разных сторон.
Боевой дух и непредсказуемое поведение бойцов в игре – прекрасная изюминка, к сожалению, она лишь оживляет общую картину, не становясь стержнем сражения. Целые подразделения не снимаются с позиций из-за флангового огня или окружения, танки не отступают вовсе, обескровленные части ведут себя по-прежнему. Однако, при общей редкостности этой ягоды в варгеймах о Второй мировой, изюминка превращается в Изюминищу – и вообще, поприветствуем ее как первую весеннюю ласточку.