Марк Андреессен, создавший пятнадцать лет назад Netscape Navigator, вернулся на рынок браузеров и инвестирует в стартап RockMelt. В новой компании собрались люди, в разные годы работавшие вместе с Марком. Под покровом тайны они разрабатывают новый продукт, который должен изменить подход к работе в интернете. Сегодня конкуренция на рынке интернет-приложений остра как никогда, и создание еще одного браузера не представляется такой уж заманчивой бизнес-идеей – но у Адреессена есть козыри в рукаве. Судя по всему, компания RockMelt разрабатывает концептуально новый браузер для одной из крупнейших социальных сетей Facebook, членом совета директоров которой Марк Андреессен стал год назад.
Марк – легендарная личность в мире информационных технологий. В 1993 году, во время обучения в университете Иллинойса, он активно участвовал в создании одного из первых в мире приложений для просмотра интернет-сайтов – браузера Mosaic. В 1994 году на основе кода Mosaic Марк Андреессен разработал браузер Netscape Navigator, который достиг пика популярности в 1996 году и cтал стандартом де-факто для 80 процентов пользователей интернета того времени. С самого начала программный код Netscape носил кодовое имя Mozilla, что означало Mosaic Killer – "убийца Mosaic".
Вскоре после шумного успеха Netscape корпорация Microsoft обратила внимание на интернет и начала развивать собственный браузер на основе все того же Mosaic. Так началась первая война браузеров, поражение в которой для Netscape было практически неизбежно. Частные пользователи получали браузер бесплатно – единственным источником доходов компании Netscape Communications были продажи корпоративных лицензий. Корпорация Microsoft, остатки средств которой на банковских счетах приносили процентного дохода больше, чем зарабатывала вся компания Netscape, могла позволить себе не только нанять лучших разработчиков и обеспечить им отличное финансирование, но и распространять свой продукт совершенно бесплатно.
К тому же Microsoft беззастенчиво воспользовалась своим монопольным положением на рынке операционных систем: Internet Explorer не просто вошел в дистрибутив, он стал неотъемлемой частью Windows и его удаление могло обрушить всю систему. Сами разработчики Netsсape также приложили руку к гибели своего детища, не уделяя достаточного внимания исправлению ошибок – впрочем, это легко объяснить отсутствием у компании необходимых ресурсов. В 1997 году, когда оба конкурирующих продукта добрались до четвертой версии, Netscape Navigator работал нестабильно, плохо поддерживал новые технологии и в целом был хуже, чем Internet Explorer. К 2001 году Netscape потерял практически всех пользователей, а безоговорочным лидером на ближайшие несколько лет стал Microsoft Internet Explorer.
В 1998 году Андреессен, признав поражение, выпустил большую часть исходного кода своего браузера под свободной лицензией, а в 1999 году компанию Netscape Communications за 4,6 миллиарда долларов купила корпорация AOL. Работа над браузером продолжалась без особого успеха вплоть до декабря 2007 года, когда проект был официально закрыт. Но свободный код Netscape Navigator послужил основой для создания некоммерческого сообщества разработчиков Mozilla Foundation. В 2004 году на свет появился браузер Mozilla Firefox, которому суждено было развязать вторую войну браузеров и положить конец тотальному доминированию Internet Explorer.
После продажи Netscape Марк Андреессен ушел из AOL, чтобы заняться другими проектами. В частности, он основал компанию Loudcloud (с 2002 года – Opsware), которую в 2007 году купила Hewlett-Packard за 1,65 миллиарда долларов. Сейчас Марк Андреессен является одним из авторитетнейших инвесторов Кремниевой долины, членом совета директоров Facebook и eBay, а также одним из основателей Ning – разработчика платформ для сайтов социальных сетей.
В июне 2009 года Марк Андреессен вместе со своим давним партнером Беном Горовицем (Ben Horowitz) основал венчурный фонд в 300 миллионов долларов для инвестиций в технологические стартапы. И одним из первых проектов, в который вложился фонд Андреессена и Горовица, стала компания RockMelt.
Основали RockMelt бывшие коллеги Марка по Opware Эрик Вишрия (Eric Vishria) и Тим Хоус (Tim Howes) – последний работал с Андреессеном еще в Netscape. А главный инженер RockMelt Роберт Джон Черчилль (Robert John Churchill) занимал аналогичную должность в компании Netscape Communications. По словам Марка Андреессена, поддержав RockMelt, он помогает очень хорошей команде. Впрочем, подробности он обсуждать отказался. Не дают комментариев и сотрудники самой RockMelt: Эрик Вишрия заявил, что компания находится на ранней стадии развития и пока нет смысла говорить о перспективах. Также Марк Андреессен недавно сказал, что все современные браузеры не смогли развиваться так же быстро, как менялся интернет – из набора статических страниц веб превратился в сложную сеть взаимосвязанных сервисов и приложений: "Если сейчас начинать писать браузер с нуля, то практически все нужно будет сделать по-другому".
Ходят слухи, что команде RockMelt помогают люди из команды Facebook: создатель Firefox Блейк Росс (Blake Ross) и разработчик приложений Facebook для iPhone Джо Хьюит (Joe Hewitt). Оба пришли в Facebook в 2007 году, когда социальная сеть купила их компанию Parakey, занимавшуюся взаимной интеграцией десктопных приложений и веб-сервисов. Впрочем, сама Facebook отрицает какую-либо связь с RockMelt.
На сайте RockMelt до недавнего времени была размещена ссылка на сервис Facebook Connect и текст, описывающий подключение "браузера RockMelt к Facebook Connect с помощью Facebook ID". Проект Facebook Connect предоставляет разработчикам инструменты, позволяющие зарегистрированным пользователям Facebook общаться с друзьями и использовать другие социальные функции на любых сайтах, которые подключаются к API Facebook Connect.
Судя по всему, RockMelt занимается разработкой нового браузера, тесно интегрированного с социальной сетью Facebook. Идея социального браузера не нова – примером ее реализации служит Flock на базе Firefox, содержащий встроенные инструменты для работы с такими сайтами, как WordPress, LiveJournal, Flickr, Delicious, YouTube, Facebook, Twitter и другими. Впрочем, подобные функции можно добавить и в обычный Firefox благодаря его модульной структуре, так что доля Flock на рынке пренебрежимо мала. Даже такой монстр, как Google, с его огромной аудиторией и неограниченными рекламными возможностями, смог привлечь к своему браузеру Chrome всего лишь 2 процента пользователей.
Начало второй войны браузеров не случайно совпало с кардинальными изменениями в том, как люди используют компьютер и интернет. Десктоп постепенно становится всего лишь интерфейсом к программам и сервисам, работающим на удаленных веб-сайтах, и корпорации видят в браузере главный инструмент управления поведением пользователей в сети. Есть мнение, что интернет и Facebook для многих стали практически синонимами – как "партия и Ленин" в советские времена.
С другой стороны, между "обычными" веб-сайтами и социальными сетями существует непреодолимый барьер. Основная масса контента в социальных сетях доступна только авторизованным пользователям, наделенным правами доступа к нужным страничкам, то есть соединенными с их авторами социальными связями. Эта огромная масса информации недоступна даже Google, которая очень переживает по этому поводу. Вспомним про последнюю покупку Facebook – агрегатор FriendFeed, который позволяет извлекать из социальных сетей информацию посредством RSS. FriendFeed был основан бывшими сотрудниками Google, и Facebook купил за 50 миллионов долларов именно команду FriendFeed – возможно, чтобы защититься от попыток Google проникнуть внутрь социальных сетей.
Поэтому разработка браузера, интегрированного с Facebook, но отчасти независимого от него, не выглядит такой уж безумной идеей. Если Марку Андреессену и его проверенной команде удастся привлечь аудиторию социальных сетей (а это сотни миллионов пользователей) и предложить удобные способы работы в социальном интернете – мы сможем стать свидетелями конца Internet Explorer и расплаты Microsoft за Netscape Navigator, безжалостно задавленного корпорацией из Редмонда пятнадцать лет назад.
Другими словами, свидетелями третьей браузерной войны.