Ижевский автомобильный завод ("ИжАвто") стал первым. Первым российским автомобильным заводом, который, не выдержав кризиса, последовал за своими американскими "коллегами" и вступил в процедуру банкротства, подав в Арбитражный суд Удмуртской области заявление о своей финансовой несостоятельности. Оно уже зарегистрировано, но к рассмотрению пока не принято. И когда это может произойти — никто не знает. Возможно, судьба производителя решится уже на следующей неделе, а возможно, все растянется на многие месяцы... Пока же ясно лишь то, что "ИжАвто" не справился с кризисом, переоценил свои силы и возможности рынка, набрав многомиллиардные кредиты, вернуть которые оказался не в состоянии
.C чего начиналось
В начале 2008 года первым звонком к тому, что с одним из старейших российских автомобильных предприятий — "ИжАвто" — творится что-то неладное, стало неожиданное желание группы "Сок" (тогдашнего владельца завода) избавиться от этого актива. С чего бы? В то время, судя по сообщениям в СМИ, и у "Сока" и у ижевского завода все было хорошо — из года в год увеличивался объем производства, который в 2008-м составлял примерно 60 тысяч машин в год, на конвейер ставились новые модели, а руководство "Ижа" заявляло о планах по развитию предприятия.
Вначале, в феврале 2008 года, "Сок" предложил купить 90 процентов акций "ИжАвто" Волжскому автозаводу, оценив предприятие в 12 миллиардов рублей (или по тому курсу - 480 миллионов долларов США). Через пару месяцев "АвтоВАЗ", у которого в то время уже появился партнер в лице французской компании Renault, официально объявил, что получил от Федеральной антимонопольной службы "добро" на сделку и готов выкупить предприятие, однако намерен заплатить за ценные бумаги не более 300 миллионов долларов. Такая "скидка" продавцов не устроила.
В итоге переговоры продолжились, и, вероятно, в "Соке" так ими увлеклись, что не заметили, как наступил кризис, заставивший не только российские, но и многие западные автомобильные компании задуматься о выживании. Задумался об этом и "АвтоВАЗ", сначала предложивший обменять "ИжАвто" на 75 процентов акций своей сбытовой сети "Лада-Сервис", а потом и вовсе расплатиться машинами.
Ровно через год после предложения "Сока" о покупке Ижевского завода, в феврале 2009-го, "ВАЗ" объявил о том, что останавливает переговоры, поскольку в условиях кризиса первоначальный план по выпуску на мощностях "ИжАвто" автомобилей Lada, Renault и Nissan уже нецелесообразен. Но у экспертов было другое мнение - "АвтоВАЗ" просто не захотел расплачиваться по долгам предприятия, которых на тот момент уже скопилось два миллиарда рублей.
Сразу же после этого "Сок" пошел на неожиданный шаг, отказавшись поставлять "АвтоВАЗу" комплектующие. Это привело к тому, что Волжскому заводу даже пришлось остановить конвейер, ведь заводы, входящие в состав "Сока", обеспечивают около 40 процентов потребностей тольяттинского автопроизводителя, выпуская для него детали двигателей, трансмиссий, осветительные приборы и элементы интерьера. Официальная причина — необходимость изменения условий поставки и оплаты комплектующих, но некоторые топ-менеджеры "ВАЗа" заявляли, что это лишь отговорка, а настоящая причина кроется в желании подтолкнуть Волжский завод в покупке "ИжАвто".
Конфликт с "АвтоВАЗом", не поддавшимся на провокации, не пошел на пользу "Ижу", который из-за окончательного и бесповоротного срыва сделки был вынужден объявить о крайних мерах — сокращении почти 50 процентов своего персонала (а это около трех тысяч человек) и о консервации завода.
Само собой, не во всех бедах "ИжАвто" виноваты тольяттинцы. Не последнюю роль в банкротстве завода сыграл нерациональный расход финансов (по данным "Газеты.Ру", слишком большие суммы выделялись на кредитование покупателей, а механизма контроля за их своевременным возвращением разработано не было) и завершение производства автомобилей Kia – предприятие не учло, что из-за роста курса доллара закупать машинокомплекты в Южной Корее, а реализовывать собранные из них машины в России попросту невыгодно.
В результате, по данным газеты "Ведомости", к апрелю 2009 года Ижевский автозавод задолжал Kia Motors 100 миллионов рублей, "АвтоВАЗу" — более 252 миллионов рублей, Сбербанку (которому заложен контрольный пакет акций "ИжАвто") - 7,74 миллиарда рублей, банку "Ак барс" — 1,87 миллиарда рублей, "Зениту" — 175 миллионов рублей, "Уралсибу" — 829 миллионов рублей, а держателям облигаций — два миллиарда рублей. Кроме того, вернуть свои деньги на общую сумму свыше 500 миллионов рублей через суд пытаются банки "Петрокоммерц", "Оргрэсбанк" и "МДМ-банк". Общий размер задолженности "ИжАвто" превышает 15 миллиардов рублей.
Огромная сумма. Поразительно, но даже с таким "минусом" группе "Сок" удалось найти покупателей на Ижевский завод. Почти 75 процентов акций предприятия достались его же топ-менеджменту во главе с генеральным директором "ИжАвто" Михаилом Добындо. Сумма сделки по сравнению с первоначально преложенной "АвтоВАЗу" оказалась просто смешная — "всего" 200 миллионов долларов. И то покупатели расплатились с "Соком" не живыми деньгами, а автомобилями.
К сожалению, новые владельцы не помогли "ИжАвто". В СМИ постоянно появлялись сообщения, что возобновление производства автомобилей переносится на месяц, потом еще на месяц, потом еще... К чему все это привело, уже известно — банкротство.
Что дальше?
По информации "Коммерсанта", начало процедуры банкротства "ИжАвто" было полностью согласовано со Сбербанком — крупнейшим кредитором завода. В связи с этим на предприятии, вероятно, будет назначен временный управляющий, который будет заинтересован в сохранении мощностей и займется распродажей имущества с торгов. С другой стороны, заявление о банкротстве может является своего рода защитой от кредиторов, которые пока не успели потребовать возврата долгов в судебном порядке. Заводу проще самостоятельно признать себя банкротом, нежели дожидаться, пока этого потребуют другие.
По некоторым данным, руководство "Ижа" ищет и другие пути выхода из сложившейся ситуации и уже договорилось с компанией Kia о возобновлении выпуска машин. И если раньше правом на продажи ижевских Kia обладала группа "Сок", то теперь оно может перейти к российскому представительству южнокорейской марки. При этом предполагается, что за каждый собранный автомобиль "ИжАвто" будет получать фиксированную комиссию.
Как уточняют "Ведомости" со ссылкой на собственные источники, соглашение с Kia рассчитано на ежегодный выпуск на мощностях Ижевского завода 12 тысяч автомобилей Spectra и 3600 — Sorento. При этом фиксированная плата за каждый экземпляр может составить примерно 1000-1500 долларов, что может принести "ИжАвто" прибыль в размере 15,6-23,4 миллиона долларов в год.
Также вполне вероятно, что в Ижевске возобновят выпуск и моделей Волжского автозавода. По некоторым данным, руководство "Ижа" планирует в течение ближайших двух-трех недель завершить с Тольятти переговоры о постановке на конвейер седана ВАЗ-2107, который в Ижевске хотят выпускать в количестве 100 тысяч машин в год. Пойдет ли на это "АвтоВАЗ", учитывая долг предприятия и конфликт с бывшими владельцами, неизвестно. И с той, и с другой стороны от каких-либо комментариев пока отказываются.